Секрет вавилонской башни: на каком языке должен говорить любой руководитель

Про искренность, письма и систему координат

В настоящее время большое внимание в бизнес-пространстве уделяется корпоративной культуре и способам тимбилдинга, в том числе между руководителями и сотрудниками. В этом материале SharesPro — истории из личного опыта и полезные советы экспертов о том, как найти путь к сердцу и разуму каждого сотрудника.

По словам председателя совета директоров «СерчИнформ» Льва Матвеева, существует несколько важных правил общения с подчиненными, которые позволят не только улучшить взаимоотношения с командой, но и привлечь новые кадры, которые, скорее всего, останутся надолго.

Взаимопонимание

Иногда приоритеты руководства и подчиненных могут существенно различаться, как и призма взгляда на рабочий процесс. И если для сотрудника важно, как тот или иной проект отразится на его премиальных или как клиент воспримет какую-то конкретную идею, то слова начальника о таких абстрактных понятиях, как долг и миссия, останутся неуслышанными.

«Раз в месяц я готовлю письмо сотрудникам, где рассказываю о нововведениях, положении дел в компании, успехах и проблемных вопросах. Главное в таких письмах не — скатываться на канцелярский язык и не говорить свысока. Сотрудники видят, что я не живу в параллельном мире, а понимаю их и говорю на одном с ними языке», — комментирует Лев Матвеев.

Эксперт добавляет, что далеко не все конфликтные ситуации обусловлены нежеланием команды прислушиваться к рекомендациями руководства. Иногда стоит выслушать аргументацию сотрудника внимательно и непредвзято и только после этого принимать решение:

«Если сотрудник не согласен с моим решением, а я вижу, что его предложение неудачное, то найду время и аргументы, постараюсь убедить. Переубедить подчиненного почти всегда в силах руководителя. И работа в этом случае будет выполнена качественнее и, как правило, быстрее».

Кроме того, Лев Матвеев советует объяснять, а не разжевывать рабочие задачи — это не только экономия времени руководства, но и уважение к сотруднику как к специалисту.

Терпение и сдержанность

Не случайно руководитель — это человек, способный практически любую работу в компании сделать быстрее и качественнее, чем сотрудники, однако неправильно предъявлять к ним требования, аналогичные требованиям к руководству. Чрезмерные претензии не только не мотивируют к работе, а отвращают от нее.

Более того, диалог на повышенных тонах едва ли состоится в принципе. Поэтому эффективнее всего отложить эмоции и рычаги давления в сторону, чтобы не усиливать стресс сотрудника.

«Я заметил, что если в такие моменты не давить, а пытаться понять, задавать вопросы, то спор перестает быть накаленным, — отмечает эксперт. — Оппонент видит, что я пытаюсь понять его позицию. И вижу обратную отдачу — в виде большей привязанности сотрудника к общему делу: он охотнее ищет лучшие варианты для решения бизнес-задач».

Лев Матвеев подчеркивает, что цели сотрудников практически всегда отличаются от целей руководителя, а значит, последние вряд ли могут стать значимым мотиватором даже в самой успешной компании. Лучше донести до своей команды, что успех компании напрямую зависит от профессионального успеха каждого из них и одновременно определяет его.

Он советует избегать резких фраз, характеризующих вашу позицию как неуважительную и даже грубую по отношению к подчиненным, потому что задача руководителя — помогать сотрудникам расти, а не подпитывать собственное эго.

«Кто-то использует юмор, кто-то — партнерский подход, кому-то проще написать письмо подчиненному, а кто-то загонит задачу в таск-трекер с дедлайном и четким описанием. У каждого свой стиль», — резюмирует Лев Матвеев.

Правильные вопросы и адекватная ответственность

Основатель сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова добавляет к этому списку умение задавать правильные вопросы:

«Есть такой философ и психолог Оскар Бренифье. Он практикующий бизнес-тренер, ведет семинары и часто бывает в Москве. Тренинги у него меганеприятные. Его называют мастером неудобных вопросов. Ты должен себя прямо вывернуть наизнанку, чтобы остаться на его тренинге.

Но если ты отрешишься от своего эго и посидишь-послушаешь, то он научит очень простой вещи. Он научит задавать вопросы. Ты спрашиваешь у коллеги: «Как дела?» Он тебе говорит: «Хорошо». Это не равно вопросу: «Ну как, у тебя работа сделана?»

Анастасия добавляет, что важно уметь брать на себя ответственность:

«Есть широко известная формула руководителя среднего звена, которая звучит так: “Они приняли решение, я вам сейчас его донесу, я с ним вообще-то не согласен, но защитить вас не смог”.

Когда человек говорит такого рода вещи, это всё — это провал. Потому что если ты считаешь “решение компании” неправильным, у тебя есть право уволиться, уйти. Но если ты остаешься, то ты часть компании, это решение становится твоим тоже».

Бизнес-спикер Максим Батырев выделяет такой важный пункт, как «называть вещи своими именами» и «не оставлять зло безнаказанным»:

«Я радуюсь, когда люди добиваются результатов, и говорю им, что они молодцы. Хмурюсь, когда результаты неудовлетворительные, и тоже называю вещи своими именами. Высказываю в лицо девочкам недовольство, если они приходят на работу ненакрашенными, а ребятам — если небритыми. Говорю человеку, что он лентяй, если он лентяй, и что он трус, если он трус. Да, многие обижаются, но зато преобразуются буквально на следующий день».

При этом эксперт отмечает, что «совершать ошибки допустимо, но недопустимо не извлекать из них уроки». И наоборот: не забывайте о поощрениях, потому что похвала — это система координат.

Любопытно, что о демократическом стиле управления писал еще Тид Ордуэй —  американский теоретик трудовых отношений. В своей книге «Теория лидерских качеств» он отмечал, что дружба и привязанность в коллективе отличает грамотное руководство.

Таким образом, взаимоотношения между сотрудниками и руководством уже давно не определяются строгими и порой жесткими рамками беспринципной иерархии в компании. Скорее, сейчас важно стремление руководителей выстроить грамотный диалог с командой и поддерживать здоровую экологию внутри коллектива, а также комфортную атмосферу работы. В этом случае ориентация сотрудников на результат и стремление не только к личному, но и к корпоративному успеху будут очевидными.


Комментарии
Читать также
Благословенны ошибающиеся: почему идеальные сотрудники могут вредить бизнесу
Быть, а не казаться: 9 незыблемых правил руководителя