Сделал дело ― отстань от себя: как научиться отдыхать от работы эффективно, и почему это важно

Про резкий тормоз, сон в детском саду и Кощея Бессмертного

Полноценный отдых ― обратная стороны полноценной работы. Одно невозможно без другого, а вместе они составляют особый баланс, на котором строится профессиональный успех. На первый взгляд, кажется, что нет в мире человека, не знающего, что такое отдых. Однако, по какой-то причине процент выгоревших на работе людей в разных странах продолжает расти, и секрет кроется в том, что они зачастую неправильно отдыхают, из-за чего качество отдыха сводится к минимуму, и восстановления не происходит. В чем причина этой ошибки, и как её исправить ― в этом материале.

Трудно отрицать, что все люди разные, и им требуется разный вид отдыха. Тем не менее, исследования показывают, что бездействие гораздо менее эффективно в этом смысле, чем занятия тем, что вы любите, и что заряжает вас энергией.

«Как ни удивительно, пассивный «отдых и расслабление» не так эффективны для восстановления от повседневной рутины, как использование перерывов для достижения ваших целей — не рабочих, а личных. К ним относятся, например, время с друзьями и семьей, занятия хобби или даже наведение порядка в шкафу. Каковы бы ни были ваши личные цели, важно составить план того, как вы будете проводить время перерыва. Мы называем это проактивным восстановлением и обнаружили, что благодаря ему люди чувствуют себя более счастливыми, чем восстанавливаясь пассивно», ― утверждают Ванесса Бонс, доцент кафедры организационного поведения Корнеллского университета, и Лора Джурдж, преподаватель организационного поведения в Лондонской школе бизнеса, научный сотрудник Лондонской школы экономики, Исследовательского центра благосостояния Оксфордского университета и Цюрихского университета.

Более 40% креативных идей приходят во время отдыха, как отмечает психолог Джонатан Смелвуд. И это ещё одна причина, потому отдыхом не стоит пренебрегать.

Чтобы организовать его правильно, помните о нескольких важных пунктах:

Вопрос времени и личных границ

Современный темп жизни заставляет все больше сжимать рамки тайм-менеджмента, но в любом случае жертвовать хотя бы минимальной передышкой не стоит. Внимательно посмотрите в свой ежедневник (сразу, как дочитаете этот материал, разумеется) и подумайте, куда можно вставить минутку расслабления. Если совсем некуда, озадачьтесь этим вопросом.

Кроме того, нужно понимать, что отдых ― это не только про восстановление, но и про личные границы. Строгие границы между работой и личной жизнью повысят отдачу от вложенных усилий в обеих сферах. А вот попытки совместить работу и отдых приведут к тому, что результат будет, как в поговорке про двух зайцев. Постарайтесь не проверять почту даже в выходные. Вместо этого четко обозначьте время для работы и хобби или теплых встреч с друзьями и близкими. В этом случае вы будете следовать привычному плану без стресса.

Освоение навыка

Вполне возможно, получится не сразу. Не расстраивайтесь, отдых — это такой же навык, который можно развить с помощью практики. Дайте себе время, чтобы перестроиться на новый лад, не торопитесь. Однако, если продвижений совсем нет, попробуйте изменить подход или график. Будьте реалистом и меняйте свой план отдыха так, чтобы он был комфортным и приносил максимум пользы.

Планируйте работу периодами в 90–120 минут. Как правило, это оптимальное время, в течение которого удаётся оставаться внимательным и сосредоточенным. На паузы отведите по 20–30 минут, и постарайтесь расставить их сбалансированно. Ирония в том, что, когда вы пытаетесь моментально расслабиться, это может оказаться потрясением для вашей чувствительной нервной системы. В результате происходит синдром отмены, и мозг начинает ощущать панику и тревогу. Поэтому не удивлятесь вредным мыслям вроде: «Я испытываю вину из-за отдыха, значит отдых — это плохо». Нужно время, чтобы ваша психика перестроилась, поэтому будьте внимательны к тому, чтобы не поддаваться ложному самокопанию.

Полезным будет и вычислить время вашей продуктивности, чтобы именно на это время поставить самые трудные и важные задачи. Чаще всего самые энергозатратные дела выполняются с утра, а встречи и разбор почты откладываются до обеда и позже. Но, если вы убежденная сова, и вам комфортно работать ночью или во второй половине дня ― прислушайтесь к себе.

Любимое дело и дневной сон

Это правило чем-то напоминает атмосферу детского садика, но все же оно имеет смысл. Многие предприниматели и обладатели Нобелевской премии увлекались сложными вещами, которые требуют времени и сил: экстремальный спорт, рисование, музыка, кулинария и так далее. Что бы вы ни выбрали, хобби должно занимать все ваши мысли и дарить такое же удовлетворение, как и работа.

Эксперты рекомендуют не забывать о дневном сне даже, когда вы уже взрослый, и выделять на него от 15 до 30 минут в день. Если же у вас совсем не получится следовать этому правилу, постарайтесь наладить домашний режим сна, чтобы засыпать и просыпаться в одно и то же время.

Секта вдохновения

 Бизнес-коуч Мелоди Вайлдинг советует воспринимать «отдых, как инвестицию», причем не только в себя, но и в свою команду. Она пишет об этом так:

«Осознаете вы это или нет, люди вокруг вас наблюдают за вашими действиями. Если вы отвечаете на электронные письма в любое время суток, они будут вынуждены делать то же самое. Если вы не берете отпуск, они тоже не будут. Это становится еще актуальнее, если вы лидер; люди смотрят на вас как на образец для подражания и будут копировать ваше поведение. Вы устанавливаете ожидания и нормы для своей команды, поэтому найдите время и подумайте о том, что вы можете быть виновны в создании или поддержании в вашей компании культуры «сотрудников, которые всегда на связи. Открыто поговорите со своей командой о выгорании и важности психического и эмоционального здоровья. Это будет полезно не только с точки зрения руководства: такой подход также заставит вас (в хорошем смысле!) практиковать то, что вы проповедуете, потому что вы захотите действовать честно.»

Трюк усложнения

Речь идет про усложнение самого процесса возвращения на работу. Выключите ноутбук и выйдете из всех рабочих чатов, а затем отнесите его на чердак. Будет здорово спрятать его так, чтобы добраться нужно было, как Иванушке ― до смерти Кощея (яйцо в утке, утка в зайце, заяц на дереве и так далее).

Чтобы такая ситуация вас не тревожила, придумайте запасной план, как с вами связаться, если ситуация срочная:

«Например, можно сказать: «В будущем я буду недоступен после 19:00. Если я понадоблюсь вам после этого времени, пожалуйста, отправьте мне email. Если вопрос срочный (то есть соответствует критериям XYZ), пожалуйста, отправьте мне СМС», ― поясняет эксперт.

Комментарии
Читать также
Секрет вавилонской башни: на каком языке должен говорить любой руководитель
Быть, а не казаться: 9 незыблемых правил руководителя

Почему лидеру важно оставаться самим собой в любой ситуации