«Работу мечты еще не изобрели»: откуда у детей проблемы с выбором профессии

Про разрушение стереотипов, необычные разговоры и вредные советы

Для любого родителя важно сделать все возможное, чтобы помочь своему ребенку достичь успеха, и поэтому от него требуют определенности как можно скорее. SharesPro рассказывает, почему это не совсем правильная политика.

Мишель Обама в интервью Опре Уинфри высказалась о выборе будущей профессии для детей так:

«Я думаю, это один из самых бесполезных вопросов, который взрослый может задать ребенку. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Будто бы у развития есть завершение. Будто в определенный момент ты становишься кем-то — и все, конец».

Люди меняются всю жизнь, как физически, так и ментально, и это уже серьезный аргумент против того, чтобы требовать от детей правильного выбора профессии «раз и навсегда», особенно в юном возрасте. Общемировая практика учитывает не только этот факт, но и тенденцию «диффузности» профессий, то есть стирание границ между разными сферами профессиональной деятельности.

«…сегодня мы скорее говорим про навыки и умения, которые нам удалось освоить, к которым у нас есть предрасположенность или талант. Поэтому самое основное, что нужно понять родителям: подобная смена карьерных и образовательных траекторий является нормой, а не прихотью их детей», — отмечает политолог Валерия Касамара.

Вот почему поиски своего призвания и смена рода деятельности — это не слабость, а скорее необходимость. В связи с этим Валерия Касамара предлагает поменять вопрос «Кем ты хочешь стать?» на вопрос «Что тебе нравится делать?». Путь к успеху в любой профессии обязательно должен включать в себя постоянное обучение, а это невозможно без искреннего интереса к своему делу.

Этот диалог очень важно простроить правильно, потому что зачастую, возможно, под давлением стереотипов о взрослой жизни, в детском сознании четко формулируется только негативный аспект понимания будущего:

«Мы, позднесоветские дети, очень хорошо отличали декларируемые идеалы от практической жизни, но тем не менее ежедневная обязательная работа каждого человека в русле социалистической доктрины от каждого по способностям — каждому по труду на протяжении всей его активной жизни казалась нам вполне разумной и даже справедливой.

Вот это вот, судя по всему, в видении нынешних детей изменилось кардинально. <…> «Я не хочу и не буду всю жизнь каждый день по восемь часов сидеть в офисе или стоять за станком». Ок. Чего ты не будешь делать, я поняла. Понятен и мой следующий вопрос: а как же ты видишь свою будущую трудовую биографию?» — рассказывает психолог Катерина Мурашова.

В мире распространена практика «парка профессий», когда у детей есть возможность попробовать себя в игровой форме в разной деятельности, а у родителей есть возможность понять, что ближе их ребенку и каким навыкам стоит уделить особое внимание.

Такие «парки» существуют в школах и даже под патронажем ряда крупных корпораций, которые таким образом присматривают себе будущих сотрудников. Иногда учебные заведения устраивают «уроки от родителей», которые рассказывают о своей профессии.

Вот почему имеет смысл позволить детям увидеть своими глазами всю «кухню» профессии мечты и развеять некоторые иллюзии; волонтерский опыт во время летних каникул или экскурсия в компанию, где ребенку бы хотелось работать, также может стать полезной практикой.

Психолог Адам Грант подчеркивает, что у некоторых детей мечты скромные, так как они собираются идти по стопам родителей, в ряде случае потому, что очень мало знают о других отраслях деятельности, и вращение в узкой профессиональной среде не дает ребенку сделать выбор на основе того, что ему действительно нравится. 

«Обычно родители не мыслят на перспективу просто потому, что, не считая собственной узкой отрасли, не видят других профессий, не отслеживают тенденции рынка, не знают, как и что развивается. Поэтому все, с чем они могут познакомить ребенка, — их собственная сфера деятельности и то, что в массовом сознании считается «перспективными профессиями».

Естественно, и то и другое может совершенно не подходить ребенку», — пишет Алена Владимирская, хедхантер, один из ведущих экспертов в области рекрутинга и основатель проекта «Антирабство».

Постарайтесь не навязывать свой взгляд на ситуацию, а сделать его доступным, то есть подготовить почву и объективную картину. Ребенок выберет путь практического применения своих навыков сам, когда понятия, которыми оперируете вы — стабильность, прибыльность, — станут ему доступны.

Другие дети, наоборот, привязываются к нереализуемой в их случае мечте, что в будущем оборачивается депрессией. Поэтому нужно донести до ребенка, что профессия не определяет личность, и в будущем для него будут открыты любые двери, потому что даже профориентационные тестирования не покрывают всей потребности ребенка в определении будущего пути из-за своей шаблонности:

«Устройте мозговой штурм и узнайте, что им нравится. Может, придумывать наборы Lego, изучать космос, писать, тренировать футболистов или вести занятия по фитнесу на YoutTube.

Выбор профессии — это не то же самое, что найти родственную душу. Возможно, работу вашей мечты еще не изобрели. Индустрия меняется, новые сферы появляются быстрее, чем когда-либо. Еще не так давно Google, Uber и Instagram не существовали», — добавляет эксперт.

Но при этом ребtнок должен хотя бы в какой-то степени быть готовым к тому, что на любом выбранном им пути будут свои трудности, и не стоит их избегать фразой «значит, это не мое», ведь тогда личностный рост, а значит, и возможность успеха тоже исчезнут. Граница между необходимостью поиска и поверхностным отношением к своему выбору довольна тонкая, но ее необходимо провести.

Таким образом, привычная для взрослых зона комфорта, то есть устоявшееся мировоззрение на опоры в жизни, далеко не всегда работает с представителями другого поколения. Как минимум потому, что они растут совсем в другом мире, и каждый из них — уникальная и целостная личность.

Однако дети всегда нуждаются в поддержке родителей как опытных наставников, поэтому процесс выбора профессии должен быть сделан не под давлением, а в результате продуктивного и комфортного для обеих сторон диалога.

Комментарии
Читать также
«Хватить столько времени сидеть в смартфоне!» и другие фразы, которые нельзя говорить ребёнку
Вредные Советы: как навязанные в СССР стереотипы мешают успеху в делах
Богаты без зарплат: как материальное положение семьи может навредить ребенку

И как грамотное воспитание определяет финансовый успех в будущем