Прогулка по минному полю: что делать российским стартапам с санкциями в США

Про пожарных, основные регуляторы и успокоительные

В связи с напряженной ситуацией на Украине, для многих предпринимателей, чьи компании и проекты направлены на развитие в Соединенных Штатах, обстоятельства работы стали сложнее. Однако, опускать руки не стоит: и в таких условиях возможно выстроить успешные, надежные и продуктивные рабочие отношения, если надеть противогаз, а точнее ― не забывать о нескольких определяющих моментах в периоды санкций. Что написано в инструкции к «противогазу», и на что обратить особое внимание ― сегодня в комментариях экспертов.

Ездить и строить

Для тех предпринимателей, которые находятся только в начале пути и в России, генеральный директор Bright Mobile, Денис Гордиенко, предлагает несколько сфер, которые, как никогда, нуждаются в свежих идеях: например, логистика и строительство.

Изоляция России от западных рынков и системы SWIFT, а также запреты на полеты в ряд стран привели к тому, что главной проблемой мировой экономики стал поиск поставщиков, особенно, в продовольственном секторе.

Что касается строительной сферы, то более востребованы такие проекты будут в России, в связи с уходом многих западных компаний с российского рынка:

«Эта модель точно так же работает и в стройке: оптовые поставщики в ритейл могут найти себе новых либо российских, либо азиатских поставщиков, которые заменят временно или навсегда ушедшие с российского рынка компании», ― отмечает эксперт.

Изучать и проверять

Если ваша цель ― ведение бизнеса исключительно в штатах, то руководитель практики санкционного права Alliance Legal CG и советник по экспортному контролю, санкциям и правилам международной торговли, Род Туваев, рекомендует использовать в совокупности три основных инструментария:

·     российские скрининговые системы «Контур Фокус» и «СПАРК Интерфакс» в выбранном тарифе «санкционного риск-менеджмента»;

·     сайты регуляторов OFAC и BIS;

·     зарубежные скрининговые системы, такие как World Check (Refinitiv), Dow Jones и другие.

По его словам, российским бизнесменам в США важно помнить о том, что существует ряд направлений, которые относятся к категории повышенного риска и жестких регуляторных требований. В их числе проекты связанные с распознаванием лиц, кибербезопасностью, диджитал-клонами производств, обработкой и хранением медицинских данных, криптостартапы.

Основных регуляторов в США, в области экспортного и санкицонного контроля  ― три:

· Бюро промышленности и безопасности — Bureau of Industry and Security (BIS);

· Управление по контролю за иностранными активами — Office of Foreign Assets Control (OFAC);

· Управление по рискам глобальной безопасности Комиссии по ценным бумагам и биржам — SEC’s Office of Global Security Risk.

Если у вас высокотехнологичный проект, крайне важно проверить российский инвестиционный фонд первого раунда, его учредителей и аффилированных структур на предмет нахождения в списках BIS и санкционных списках OFAC.

Именно со стороны BIS стартап пройдет классификацию на предмет экспортного контроля США. В обязанности OFAC входит обеспечение национальной безопасности США и ведение абсолютно всех санкционных списков, а также финансовая разведка, планирование и применение экономических и торговых санкций для поддержки целей американской национальной безопасности и внешней политики.

Если эмитенты раскрыли информацию о ценных бумагах и санкционных рисках в неполном или ненадлежащем виде, то этим вопросов будет заниматься Управление по Комиссии по ценным бумагам и биржам.

Почему это важно? Дело в том, что наличие санкционных рисков означает, что американские инвесторы могут невольно поддерживать деятельность эмитентов, которые были бы незаконны для резидента США.

«В затруднительных случаях может потребоваться профессиональное мнение от санкционного юриста из США или получение разъяснений напрямую от регуляторов. Если стартап недооценивает необходимость организации санкционного риск-менеджмента, то это может решить его судьбу в США: прямо или косвенно повлиять как на операционную деятельность, так и на перспективу получения инвестиций от американских инвесторов», ― резюмирует Род Туваев.

Разговаривать и утешать

Особенную тщательно следует готовиться к переговорам с американскими и международными инвесторами и партнерами.

Главное ― не забывать, что у всех вас есть общая цель: получение прибыли в условиях санкций. Вот почему во время переговоров важно держать в уме интересы всех сторон. На переговоры стоит отправить, как минимум, двух членов команды: «пожарный» и «знамяносец». В списке задач для первого ― подготовить разумное решение для всех возможноных кризисных сценариев, а второй ― это «высший разум» во всем, что касается вашего продукта, от основания до IPO, во всех деталях.

В этом плане ваш главный союзник ― стратегическое мышление. Ксения Мысак юрист, эксперт по международным коммуникациям и основательница проектов Invisible Keyboard и Z-Robotics, пишет об этом так:

«Обратите внимание на проблему, которая стоит за неудобным вопросом, и ответьте именно на этот запрос, даже если он не сформулирован напрямую. Например, потенциальный инвестор не может в лоб спрашивать о национальности, расе или религии, хотя ему нужно понять, откуда вы в связи с санкционными рисками. Вам нужно быть готовым с полным спокойствием отвечать таким образом, чтобы снимать именно те сомнения, которые есть у вашего собеседника».

Ещё один значимый момент ― подробно проанализируйте все запреты прежде, чем впадать в панику. Например, в мае 2022 года в США ввели запрет на предоставление услуг по открытию компаний, управленческому консалтингу и бухгалтерскому обслуживанию для лиц, находящихся в России. Однако, как в свою очередь отмечает Ксения Мысак, эти меры применяются только к компаниям, которые физически находятся на территории России, а в июне вышли пояснения, что санкции не относятся, например, к российским компаниям, которые занимаются сельским хозяйством, медициной или телекоммуникациями.

В случае спорных ситуаций эксперт советует апеллировать к закону, а не обращаться за помощью к контрагентам, которые могут не обладать нужной компетенцией в юридических тонкостях законодательства.

Ксения Мысак добавляет, что, несмотря на напряженную ситуацию в мире, для инвесторов приоритетом остается продукт, а не гражданство его основателя. Но все же необходимо добавить в пакет документов те, которые убедят инвесторов, что санкции ни их, ни вас не затронут, а также максимально позаботиться о физической релокации команды, если она находится в России.


Комментарии
Читать также
Маленькие инвестиции: как дети в США подружились с ценными бумагами
Место силы: почему культура стартапов США впечатляет

Про «окна возможностей», амбициозных студентов и не менее активное государство