Пойми, чего ты боишься — и действуй: как страхи бизнесменов становятся суперсилой

О больших рисках и важных уроках

По статистике, из 6 млн предприятий МСП в России 95% — это категория «микрокомпании»: компании с численностью до 15 человек и выручкой до 60 млн руб. в год. Они не растут не только потому, что для малого бизнеса предоставляется больше льгот. Многим предпринимателям мешают развиваться страхи. Сегодня SharesPro разбирает семь самых распространенных опасений и способов их преодоления.

Страх крушения надежд

«Самый большой риск — отказаться от страха» — эта мысль принадлежит Марку Цукербергу. 

Страх — это не только тормоз, но и потенциальный инструмент для личного роста. Перспективы провала будут всегда: это и человеческий фактор, и непредвиденные кризисы, и банальные ошибки в расчетах и построении структуры бизнеса, однако важно фокусироваться не на попытках построить идеальную систему, а на механизме оперативного решения проблем. В этом случае потери будут минимальными.

Существует множество нюансов, которые проявляются постепенно, поэтому постарайтесь направить всю энергию на продуктивную работу и решение всех проблем по очереди. Так вы не будете распыляться и вынесете только полезный опыт из каждой негативной ситуации.

Страх неизвестности

Татьяна Ходанович, CEO Pharmedu, рассказывает о своем опыте так:

«Я помню ночь перед первым решительным шагом. Страх был такой сильный и явный, что казалось, болит каждая клеточка. Но ты просто встаешь и идешь делать, что решил, несмотря на страх. Начинаешь писать план, решаешь, кому позвонить, что делать, и шаг за шагом тебя захватывает. <…> По опыту скажу: нужно для начала осознать данный страх, понять, чего конкретно боишься, и начинать действовать. Начинать делать хоть что-то, даже если не понятно, как на данном этапе решить ту или иную задачу. Действие даст индикацию, куда идти дальше».

Иногда следует просто принять тот факт, что невозможно держать под контролем абсолютно все, и это нормально. Если у вас это получится, вы сможете расслабиться и найти внутренний ресурс для тех сфер, которые нуждаются в улучшении. 

Страх конкуренции

Вероятность оказаться неконкурентоспособным есть всегда, однако именно конкуренция создает необходимую атмосферу для здорового развития любого бизнеса и непрерывной работы над качеством продукта. 

Ежедневно держите себя в тонусе, изучайте рынок и креативную рекламу, тогда оставаться на плаву будет проще.

«Даже самые крупные игроки рынка вынуждены тратить на маркетинг и рекламу от 25 до 50 процентов своей прибыли, и даже более. Кроме того, для малых и средних компаний всегда существует страх рейдерского захвата. Монополизация рынков при слабом регулировании защиты малого и среднего бизнеса — обычная история. Либо захват, либо полное вытеснение с рынка за счет более дешевого предложения», — отмечает бизнес-психолог Александр Герус.

Страх кризиса

В некоторых случаях кризис — это не черная дыра, а очередная точка роста. Как только бизнес теряет часть доли рынка в результате жесткой конкуренции, его прибыль существенно уменьшается. Выход в данной ситуации один: идти ва-банк с новым более интересным предложением либо открывать новые направления в тех нишах рынка, которые более свободны от конкуренции. Старайтесь всегда выводить часть прибыли из бизнеса — в случае разорения эта финансовая подушка будет крайне полезной.

Страх потери себя и личной жизни

Грамотное распределение времени и создание баланса между рабочей и личной жизнью — навык, которому непросто, но важно научиться. С одной стороны, бизнес предоставляет больше свободы и возможностей, но с другой — забирает большую часть времени и энергии. Этому способствует «культ занятости», когда многозадачность и сверхурочность считаются нормой, а границы между работой и необходимой нормой отдыха стираются.

Иногда разница в финансовом положении отдаляет людей друг от друга, и человек начинает ощущать одиночество от того, что ему не с кем поделиться своими мыслями и опасениями.

Тем не менее не стоит забывать, что любые трудности временны, и, если ваше дело стремительно развивается, у вас быстро появится возможность делегировать ответственность и выделять время для того, что более важно. Если вы научитесь комфортному тайм-менеджменту, ваш круг общения сформируется в соответствии с вашими предпочтениями, а значит, личностный рост тоже будет прогрессировать.

«Вам придется в буквальном смысле вкладывать каждую частичку души в ваш бизнес, или вы гарантированно потерпите неудачу», — утверждает Алиса Бартель, генеральный директор PunkRawkLabs.

Страх публичности

Встречи, конференции, корпоративные события и другие мероприятия диктуют постоянную потребность в коммуникации на публике. Многие бизнесмены обращаются за помощью к специалистам или стараются избегать публичных выступлений, чтобы не показывать свои слабости. Однако это большая ошибка. Грамотная дипломатия — ключ ко множеству дверей.

Если вы сомневаетесь в своих коммуникационных навыках, постарайтесь уделять им какое-то небольшое время ежедневно. Во-первых, это альтернатива хобби, которая станет полезным переключением между рабочими проектами, а во-вторых, вы почувствуете себя увереннее, когда увидите результат своего труда и его продуктивность.

Страх неодобрения

Окружение любого бизнесмена, даже самого успешного, делится на две группы: те, кто поддерживает, и те, кто критикует. Далеко не всегда критика — продукт зависти или узкомыслия. Но в тех случае, когда она не конструктивна, примите ее как данность и проигнорируйте, потому что вас будут критиковать всегда, вопрос в том, должно ли это иметь значение лично для вас.

Самое важное — абстрагироваться от того, чего ждут от вас другие, и сосредоточиться на цели, которой вы хотите достичь. Зона комфорта — естественное и безопасное состояние для любого человека, и многие проживают так всю жизнь. Но ключ к успеху всегда лежит за ее пределами.

«Любой, кто преследует мечту, обвиняется в том, что потерял ее в тот или иной момент. Но если бы предприниматели слушали всё, что говорят окружающие, они бы ничего не добились», — считает Джен Гровер, английский инженер-консультант и изобретатель.

В мире постоянных изменений, скорость которых растет с каждым днем, страхи — естественная реакция мозга. Однако бесконтрольный страх затмевает голос разума и сводит на нет ваш профессионализм и потенциал. Поэтому важно научиться не только принимать свои страхи, но и управлять ими. В этом случае ваши возможности смогут проявиться в максимальной степени.

Комментарии
Читать также
Не всегда говори «Да»: почему быть удобным и безотказным вредно для бизнеса
Станьте тем лидером, за которым пошли бы сами: универсальные правила для предпринимателя

Советы и комментарии мотивационного гуру