Постподростки: о проклятье многозадачности и продуктивном инфантилизме поколения 20-летних

Почему с зумерами нужно разговаривать по душам

В предыдущей серии материалов о мировоззрении поколений мы рассказывали о поколении Y (тем, кому сейчас 30–35 лет). В сегодняшнем выпуске SharesPro — о сложностях и тонкостях работы со специалистами-зумерами.

Вокруг поколения 20-летних сформировались устойчивые негативные стереотипы от представителей старшего возраста. «Несобранные», «инфантильные», «излишне романтичные», «незрелые», «ленивые» ― такие характеристики нередко всплывают при описании молодых специалистов, в то время как в условиях быстро развивающегося мира и нескончаемых потоков информации у представителей Z есть чему поучиться.

«Цифровые люди»: одна из отличительных особенностей этого поколения ― онлайн-пространство как естественная среда обитания. Они быстрее своих предшественников ориентируются в информационных потоках и эффективнее находят лучшие варианты решения проблемы. Но в то же время люди Z нуждаются в постоянном поощрении, в стремлении поделиться своей повседневной жизнью, личными достижениями и мыслями, потому что, вопреки возможности неограниченного общения в интернете, они одиноки. Поэтому потенциальному работодателю стоит учитывать, что для молодых специалистов интернет — не только ресурс, но и важная часть жизни.

«Домашнее поколение»: у детей, которые выросли в конце 90-х, отсутствует как таковая «дворовая культура». Пространство за стенами дома воспринимается как враждебное из-за гиперопеки со стороны родителей и бесчисленного количества кружков и секций, которые дети посещают в сопровождении членов семьи. С одной стороны, родители мотивируют их менять мир, видят в них новых Базаровых, а с другой ― организуют их жизнь по старым установкам о раннем начале карьеры и поисках своего пути только в определенных профессиональных сферах. Для них проще не принимать борьбу, а отсидеться в привычном окружении, чтобы потом уйти искать работу легче и удобнее. В отличие от своих родителей, люди поколения Z не склонны к борьбе за доступ к благам и ресурсам, они росли в мире, где еда, одежда, крыша над головой, теплая квартира, медицинское обслуживание и образование ― само собой разумеющиеся вещи и есть у каждого.

«Сочетание этих факторов и создает основную проблему для работодателя. Мы с ней уже столкнулись. Привычные схемы и методы мотивации сотрудников, которые отлично работают с поколениями X и Y, не подходят для Z. Единственное исключение — прямое денежное вознаграждение, но оно, как известно, работает только до определенного предела», — отмечает коммерческий директор компании Wowworks.ru Анна Канакова в интервью РБК.

Инфантилизм и геймификация: любовь к онлайн-играм ― еще одна важная черта поколения 20-летних. Вместо поиска решения проблемы зумеры предпочитают закрыться в киберпространстве и просто о ней забыть. Однако потенциал устройства игр можно использовать для молодых специалистов, чтобы быстрее ввести их в курс дела: «Нужно внедрять технологию с умом, создавая такую систему мотивации, где элементы геймификации использовались бы лишь на первых этапах, готовили сотрудников к входу во взрослую жизнь. А бездумная геймификация может погубить компанию. Сотрудники привыкнут играть, а не решать реальные бизнес-задачи», ― добавляет эксперт

Зумеры — сторонники планов и аналитики. Одновременно их лучшей мотивацией становится интерес к работе, которая имеет смысл и не содержит лакун. В этом смысле способ коммуникации с такими специалистами напоминает разговор с маленьким ребенком:

«Говорите коротко, пишите развернуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр <…>. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развернуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов», — считает, например, управляющий партнер агентства Millennial Branding Дэн Шаубел.

Перманентный режим многозадачности: способность выполнять несколько дел одновременно чревата отсутствием должной концентрации и умением расставлять приоритеты. Такие люди буквально привыкают к подобному режиму и перестают относиться к нему ответственно.

«Клиповое мышление» ведет к поверхностному сканированию любой информации, включая ту, которая требует глубокого погружения и изучения. В то же время представители Z не боятся больших объемов работы и не нуждаются в четко регламентированном рабочем тайминге ― такая гибкость может стать преимуществом для работодателя, если он учитывает ее издержки. 

По словам СEO федеральной сети коворкингов NAMES Антона Утехина, новое поколение специалистов — «безумно талантливые» люди. Но бизнесменам, которые с ними работают, важно дать им возможность для саморазвития, помочь найти свои сильные стороны. 

«Нужно только дать им возможность расти и развиваться. Ведь эти ребята жадные до нового. Первое, на что они смотрят при выборе работы, — возможность чему-то научиться. Новая экономика реагирует на это, предоставляя все больше соответствующих смарт-пространств, где можно не только работать, но и участвовать в мастер-классах, тренингах, мероприятиях, которые помогут им стать более квалифицированными. <…> Они умеют объединять с технологиями все то, что видят вокруг себя. Благодаря им появляются новые сервисы и приложения».

Журналист Джулианна Пискож называет работу — «новой религией» зумеров, способом подтвердить собственное достоинство, прийти к себе. Она провела собственное исследование в инстаграме и несколько интервью, результатом чего стала детальная картина мировоззрения людей Z: «Для моего поколения личным проектом стала работа, а не молитва. Борьба за значимую работу — это то, о чем я снова и снова читаю в своем директе. Пенсионный возраст для тех, кому немного за 20, приблизился к 70 годам, и вероятность получения пенсии от государства выглядит как никогда мизерной. А это значит, что для большинства из нас наша работа будет нашей жизнью».

Для того чтобы сотрудничество с молодыми специалистами было продуктивным, работодателям важно понимать их ожидания и основные принципы организации работы. 

Система наставничества, которая пришла на замену устаревшей иерархии должностей. Зумеры ищут поддержки и возможности расти не под давлением. В обратном случае для сотрудника легко сменить одну работу на другую без сожалений. 

Живая коммуникация ― одно из наиболее оптимальных решений. «Обсудите с людьми то, через что они прошли за последние месяцы, и как этот опыт их трансформировал ― уделите особо внимание личностному росту. Узнайте, какие чувства вызывает профессия и роль в целом, совместно оцените достижения и профессиональное развитие. Проговорите дальнейшие цели и задачи и запросите обратную связь на себя, команду, компанию», — советует гендиректор рекрутинговой компании Hays Алексей Штейнгардт в интервью для Forbes.

Формат «человек — человек»: у поколения Z отсутствует стремление работать с утра и до вечера. Они ищут возможность заниматься любимым делом, совмещая его с путешествием и комфортными условиями жизни. Александр Штейнгардт отмечает: «Это отражение настроений, которые есть в обществе. Это наша новая норма. <…> Люди жили, чтобы работать. Сегодня всё больше людей работают, чтобы жить». По мнению эксперта, компании «не включившие сердце», столкнутся со сложностями в выстраивании отношений с сотрудниками.

На сегодняшний день в мире 2,6 млрд человек из поколения Z. А это значит, что вместе с общемировыми изменениями темпа жизни и новых технологий должна быть пересмотрена и организация бизнеса на уровне HR. Зумеры несут в себе колоссальный потенциал новаторства и баланса между личными и рабочими процессами, они способны гармонично совмещать обе стороны. Поэтому задача грамотного работодателя — разумно выстроить коммуникацию с молодыми специалистами, используя индивидуальный подход и с учетом специфики их мировоззрения.

Комментарии
Читать также
Сомневаться значит выигрывать: почему абсолютная уверенность — путь к провалу
Покупайте впечатления, а не вещи: 10 способов сделать жизнь счастливее
Заложники вечного подвига: в чем трагедия и победа 35-летних

Как самый большой страх поколения Y становится ресурсом