Почти серьезно: как юмор приводит нас к успеху

Почему посмеяться — жизненно необходимо в любом бизнесе

В своем учении об ораторском искусстве Цицерон утверждал: «Оживляй речь юмором, тогда удержишь внимание слушателей». Своевременная и интересная шутка не только разряжает обстановку, но и, как ни парадоксально, укрепляет ваш авторитет. В материале SharesPro — об искусстве юмора в бизнесе.

Сетап, панч и 4000 чашек латте

Зачастую рабочая обстановка сковывает нас нормами корпоративной этики и репутационными рисками, поэтому шутки в такой атмосфере кажутся чем-то неуместным, что должно оставаться за стенами офиса, в том числе за стенами офиса внутри вашей головы. Однако это не так.

Природу юмора люди пытались определить еще с античных времен, но если обратиться к теории стендап-комедии, то можно найти там одно из самых подходящих слов: «парадокс» — несоответствие. Поэтому умение шутить — это не только про остроумие, но и про смелость в какой-то степени. 

Наш мозг экономит энергию с помощью шаблонного мышления. И именно на сломе этих привычных реакций, которые совсем нетрудно предугадать, строятся многие шутки. Публичные выступления — это стресс прежде всего для самого выступающего, а смех снижает кортизол, который подавляет наши креативные способности. Кроме того, смех позволяет выйти из состояния неудовлетворенности или самобичевания. В результате мы начинаем чувствовать себя лучше, а негативные последствия волнения значительно снижаются.

Шутки, ломающие шаблоны, начинаются с подготовки, то есть стандартной ситуации, о которой вы рассказываете, — это сетапы. А вот неожиданное окончание вашей истории — это панч.

Например, бизнес-тренер компании Business Speech Иван Распоров вспоминает:

«Я очень пунктуальный. Очень. (Это сетап.) Но часто опаздываю… Вот сейчас я как раз опоздал!» (Это панч.) Так мой коллега начал достаточно важные переговоры, на которые к тому же не успел вовремя. Но, несмотря на это, шутка, которую он произнес при своем появлении, имела магический эффект. Напряженность ушла — и целых пять минут задержки не оставили у партнеров неприятного послевкусия».

По материалам исследования Business Speech Science Research, 64% россиян, участвующих в деловой коммуникации, любят ситуативные шутки. Внутри любой компании сотрудники сталкиваются с одними и теми же проблемами, страхами и вызовами, часто их объединяют одинаковые цели и задачи, общие интересы. И в такой ситуации для сплочения юмор может сделать намного больше, чем лозунги и обещания.

Еще один бесспорный плюс бизнес-шуток в том, что они формируют впечатления, которые запоминаются лучше идеальных до каждой детали встреч. 

Как пишет Forbes, однажды в одной из кофеен Starbucks в Сан-Франциско 9 января 2007 года раздался звонок. «Я хочу заказать 4000 чашек латте навынос, пожалуйста», — попросил звонивший. Не дождавшись ответа, он добавил: «Я просто шучу. Ошибся номером. До свидания!» Это был основатель Apple Стив Джобс, который на презентации первого iPhone аудитории делал первый публичный звонок по смартфону, чем очень развеселил всех присутствующих.

Три раза отмерь — один раз пошути

Несмотря на очевидные достоинства, шутки — это не панацея от всех проблем с внешними коммуникациями, а достаточно сложный инструмент, которым нужно уметь пользоваться. 

Директор компании «Меркатор», преподаватель ораторского мастерства и телеведущий Андрей Скворцов предупреждает, что шутка может навредить выступающему, если окажется оскорбительной или несмешной. Однако если шутка «дошла» до слушателей, выступающий кажется им «своим», ведь он загадал небольшую логическую загадку, а зал ее разгадал. Поэтому не стоит шутить слишком сложно и непонятно: эффекта узнавания не будет, и высказывание оставит у слушателя только недоумение.

Как и любое свойство психики, чувство юмора всегда социально обусловлено и направлено: разная аудитория по-разному воспринимает одни и те же явления. То, что является смешным для одних, может оставить равнодушными других или даже вызвать раздражение: например, если шуток слишком много, а у вас бизнес-встреча. И это следует учитывать: главное, как говорят французы, иметь смеющихся на своей стороне. Важно отметить, что юмор помогает говорящему перестроить отношение слушателей к происходящему, но для этого ваша аудитория должна вам доверять.

Фрэнк Снелл в книге «Искусство делового общения» пишет о нескольких правилах изложения юмористических историй.

Не говорите о том, что вам не знакомо

Не стоит начинать рассказывать шутку, в которой вы не уверены. Запинка, неловкое молчание оттого, что вы пытаетесь вспомнить подробности шутки, может омрачить ваше выступление. Используйте в своем выступлении только то, что знаете на отлично. 

Эффект узнавания

Ваши шутки должны быть понятны слушателям так же хорошо, как и вам. Старайтесь подбирать для своих выступлений несложные истории. Если вас кто-то не понял, то это не только не расположит аудиторию к вам, но может поспособствовать переходу слушателей из положительных в нейтральных, а может, и в негативных.

Уместно и по теме

«Лирические отступления» в другую тему могут отвлечь ваших слушателей от главного. Шутка должна продолжать основную тему выступления, раскрывая ее с новой стороны.

Кратко и ясно

Длинные, затянутые шутки утомляют, кроме того, их сложнее воспринимать. В противном случае ваше выступление станет одним большим водевилем, и к нему отнесутся несерьезно.

Только новое и этичное

Не используйте старые остроты — они сделают выступление тяжеловесным и старомодным. Остерегайтесь шуток ниже пояса, связанных с расизмом, религиозными или другими табуированными темами. Как писал Цицерон, красноречие держится на трех китах: знание, пафос, этика. 

Мастерство поддержания пауз

Не делайте больших пауз для смеха и аплодисментов. Конечно, одобрительная ответная реакция — это очень приятный момент, который хочется растянуть, но эксперты утверждают, что не следует слишком увлекаться овациями. Нужно продолжать говорить, пока смех и аплодисменты еще продолжаются.

Таким образом, юмор помогает расположить человека к себе и завоевать его доверие. Но для того, чтобы это произошло, нужно понимать, где и в какой ситуации шутки могут быть уместными. В обратном случае эффект будет противоположным. Тем не менее понимание природы юмора и несложных основ человеческой психики — преимущество, которое трудно переоценить, потому что, как отмечал Эмиль Чоран, доктрины уходят, а анекдоты остаются.

Комментарии
Читать также
«Он ходил взад-вперёд и делал вид, что ему интересно»: как стать профи в нетворкинге
Больше чем бизнес: как стать лучшим другом для клиента
Пойми, чего ты боишься — и действуй: как страхи бизнесменов становятся суперсилой

О больших рисках и важных уроках