Плюс к минусу: выгодно ли иметь электромобиль в России

Осознанность или обременение?

Сегодня солидный плюс в имидж любого делового человека, в том числе юриста, привносит забота об окружающей среде. И один из способов это сделать – обзавестись личным транспортом, не загрязняющим атмосферу вредными выбросами. О преимуществах и недостатках электромобиля в сравнении с машиной, оснащенной традиционным двигателем внутреннего сгорания, можно рассуждать бесконечно. Но, оставив за скобками техническую сторону вопроса, рассмотрим его в практической плоскости. SharesPro и Право.ру рассказывают, что приобретает человек, покупая авто на электрической тяге.

Разговор, впрочем, имеет смысл предварить кратким обзором ситуации на мировом и отечественном авторынках. Несмотря на стабильно растущий интерес к электромобилям и гибридам в развитых странах, их доля в общемировых продажах легковых автомобилей пока невелика: 4,2% или примерно 3,1 млн штук по данным за 2020 год. Но уже к 2030 году «зеленый» транспорт может составить до 30% глобального авторынка (45 млн штук).

В России ситуация несколько иная. В 2020 году отечественный автопарк насчитывал всего лишь около 11 тыс. электромобилей (0,1% рынка).

Попытки расшевелить рынок все же были. Так, весной 2020 года Евразийская экономическая комиссия обнулила до конца 2021 года ввозную пошлину для электротранспорта. Снятие таможенных барьеров вкупе с усилиями производителей, предложивших российским клиентам ряд новых моделей, способствовали заметному росту: в первом полугодии 2021 года продано 554 электромобиля, причем 524 из них реализованы в салонах Porsche (Taycan – 326 штук) и Audi (e-tron – 198 штук). Ряды счастливых обладателей «зеленого» транспорта, что и понятно, пополнили люди состоятельные: каждая из этих немецких моделей обойдется в 7-13 млн рублей.

Но это статистика официальных дилеров. Tesla Motors не имеет в России ни одного авторизованного центра, однако электрокары Илона Маска у нас достаточно популярны. Их продажей и обслуживанием только в Москве занимается несколько компаний. Это и Moscow Tesla Club, и Electrodrive, и Tesla Оnline. Предлагается вся линейка: от «бюджетной» Model 3 со стартовой ценой в 3,9 млн рублей до топовой Model S за 11,5 млн рублей.

Кстати, моделями Tesla предложения автосалонов, естественно, не исчерпываются. Под заказ из США, Европы или того же Китая доставят все что угодно – хоть электрический лимузин Hongqi E-HS9 как у Си Цзиньпина. Китайский аналог Rolls-Royce Cullinan обойдется от 11 млн рублей.

Естественно, что перед покупкой электрокар можно протестировать или даже взять во временное пользование. Скажем, месячная аренда Tesla Model S встанет в 450 тыс. рублей.

Хоть со следующего года за импортный электрокар и придется заплатить пошлину в размере 15%, развивать рынок автотранспорта с низким углеродным следом власти все же намерены.

Речь об отечественных машинах. Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации предусматривает не только поэтапное увеличение выпуска электромобилей – до 217 тыс. штук в 2030 году – вкупе с созданием по сути новой промышленной отрасли по производству тяговых батарей, но и развитие необходимой инфраструктуры, прежде всего, сети зарядных станций. Исходя из международного опыта, зарядные устройства должны располагаться на трассах не реже, чем каждые 100 км, а в крупных городах – по одной на 4 кв. км.

На сегодняшний день наша страна располагает примерно 1500 зарядных станций. В планах Минэкономразвития к 2024 году довести их число до 2,9 тыс., а до 2030 года построить 29 тыс. При принятом сценарии развития этого все равно будет недостаточно: на 1,4 млн электромобилей требуется 144 тыс. станций.

Для сравнения: в Евросоюзе их уже 224 237, а США планируют довести их число до полумиллиона, на что в текущем году выделено из госбюджета порядка $174 млрд.

Тратить бюджетные деньги (8,1 млрд рублей до 2024 года) на развитие сети зарядных станций планируют и у нас. А заодно обещают снять препятствующие этому развитию регуляторные барьеры. Одним из первых реальных шагов должен стать свод правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности», разработку которого МЧС должно закончить к декабрю текущего года.

Ожидается, что уже в 2022 году это позволит снять запрет на установку оборудования для зарядки электромобилей в подземных паркингах, действующий с 2013 года. Также в планах оснащать зарядными станциями дома, возводимые в рамках Программы реновации.

Ну а установить зарядное устройство в собственном доме наши читатели могут уже сегодня. В том же Moscow Tesla Club его можно приобрести в качестве дополнительной опции за 130 тыс. рублей.

В общем, нельзя сказать, что российские власти не предлагают совсем уж никаких «плюшек» владельцам электромобилей. На региональном уровне они имеются. И порой весьма интересные. Так, в нескольких субъектах Федерации уже не взимается налог на электротранспорт. К их числу относятся не только Москва с Московской областью и Санкт-Петербург с Ленинградской областью, но и, например, Амурская, Иркутская, Калининградская, Липецкая области.

Еще с 2013 года в столице разрешена бесплатная парковка для электрокаров. Неоднократно обсуждались и такие стимулы, как разрешение электромобилям двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатный проезд (либо льготный тариф) по платным автодорогам. Кстати, если уж речь зашла о платных трассах, то ездить в Санкт-Петербург по М11 уже сегодня лучше на электромобиле: зарядных станций по пути едва ли не больше, чем бензозаправок.

Ну и то, с чего начали – имидж. О том, как помогает вести дела личный транспорт, мы спросили у адвоката, старшего партнера МКА «Ионцев, Ляховский и партнеры» Максима Ионцева.

По его словам, автомобиль, впрочем, как и любой аксессуар или хобби, призван не просто производить впечатление, но и находить точки соприкосновения и как бы настраивать вас и вашего визави на одну волну. В большинстве случаев речь идет не о силовой установке вашего авто, а о его стоимости. Так что, если ваш клиент живо интересуется «зеленой» темой, вполне резонно будет приехать к нему на электромобиле.

Комментарии
Читать также
Заводят не по-детски: экскурсия на производство Lamborghini
Тонны резины и литры бензина: Pirelli и Lamborghini возрождают легенды
Как заведённые: старые авто растут в цене. Почему это происходит?

Какие марки и модели станут наиболее выгодной инвестицией