От мала до велика: как сплотить бумеров и зумеров с помощью бизнеса
Про маленькие традиции, волшебные цели и репку

Ситуация в бизнесе сегодня отличается особыми красками: зачастую в одной команде работают представители всех поколений, от бумеров до зумеров. На первый взгляд, их ценности и цели могут быть абсолютно полярными, а конфликт «отцов и детей» неисчерпаем. Однако, именно такая комбинация сотрудников способна не только работать, как швейцарские часы, но и имеет свои преимущества перед более однородным коллективом. Как правильно взаимодействовать с этим маленьким миром разумному лидеру, чтобы привести компанию к успеху ― в этом материале.
По словам психолога Светланы Матюховой и IT-рекрутера Артема Астахова, в отличие от миллениалов, готовых делить ответственность и задачи между собой, поколение Z — это индивидуальные игроки, которые предпочтут заниматься своими проектами и заданиями, не зависящими от других людей, и не жертвовать личным пространством. Сидеть в офисе им не интересно.
Отчасти это связано с тем, что поколение Z не выносит токсичную среду, которая иногда встречается в рабочем коллективе, в то время, как миллениалы и поколение Х привыкли к такой обстановке и готовы терпеть её, если необходимо. Привыкли они и к системе авторитетов, штрафов и авторитарному режиму управления, а вот зуммеры готовы работать только с начальником, с которым у них совпадают ценности.
«Из-за разных подходов к работе поколению Z бывает очень непросто в коллективе: коллеги считают зумеров легкомысленными и непостоянными. Спойлер — они ошибаются», ― утверждают эксперты. ― «…нужно искать общий язык. Зумеры — продуктивные сотрудники, отличные коллеги и генераторы полезных идей, улучшающих процессы в компании. Просто у всех есть свои особенности, о которых следует помнить».
Правильно организовать работу в этой ситуации и избежать противоречий может быть непросто, но возможно. Специалисты HeadHunter опубликовали несколько советов о том, как правильно взаимодействовать с командой разных поколений, чтобы внутри коллектива процветали гармония и продуктивность.
Как достать репку
Какими бы разными ни были люди в вашей команде, есть определенные общие точки опоры, которые помогут им работать, как единый механизм. Например, общая миссия и четкое понимание значимость и уникальность каждого сотрудника.
Смысл и цель того, что они делают ― лучший естественный источник мотивации и ресурса. Чтобы сформулировать эти смыслы, в компании нужно разработать свою продуманную систему ценностей, которая и станет базой. Сформулировав цели, можно красиво их оформить и разместить на главном сайте компании или в рамочке в офисе.
С каждым сотрудником важно персонально обсудить его роль в общем рабочем процессе. В этом случае не будет бессмысленных конфликтов по поводу распределения ответственности и значимости на рабочем месте.
К слову, простейшая, но в чем-то правдивая модель такой команды ― старая детская русская народная сказка про репку, которую получится достать, только если каждый член семьи будет на своем месте.
Как запустить бумеранг
Конструктивный диалог внутри команды ― ещё одна важнейшая опора, которая также требует общеустановленных правил внутри компании вроде стоп-слов, запрета на нецензурную лексику, запрета на личные оскорблений и так далее.
Такой кодекс поведения, простой и понятный, и, особенно, оформленный красочно и с инфографикой, поможет найти общий язык и разным поколениям, и разным личностям.
В то же время, необходимо, чтобы сотрудники чувствовали себя в безопасности, высказывая свое мнение, а руководителю важно находить время не только на общие встречи и мозговой штурм, но и на мини-встречу для разговора по душам с каждым членом команды, чтобы быть в курсе разных мнений, критики, скрытых проблем и по возможности личных стремлений.
Как победить несправедливость
Дискриминация ― вечный и злостный триггер всех времен и народов, который станет камнем преткновения на пути к успеху в любой, даже самой успешной команде.
Собственно, как правило, этим и объясняется успех успешной команды ― равные возможности для развития, и никаких злых шуток или едких замечаний, касательно возраста, расы, опыта работы, особенностей внешности и так далее.
Определенные качества, личные результаты и весомый вклад в общее дело ― вот, что должно определять успех на рабочем месте и создавать основу для здоровой конкуренции. Вы можете создать и механизмы-помощники, призванные помочь более быстрому движению вперед: например, обучение, тестирование, понятные критерии оценки результатов, индивидуальные планы развития.
В этой связи стоит отметить, что присутствие представителей разных поколений в одном команде поможет лучше организовать работу с потребителями.
«Неважно, нравится ли «иксам» то, как «игреки» управляют компаниями, важно, что они понимают современного потребителя. Им проще говорить с ним на одном языке, проще понимать, как продавать, ведь Y — это очень сложные потребители. Они никому не верят, а прежде чем совершить покупку, перепроверяет информацию на трех-четырех ресурсах или советуются с окружающими. Именно для такого потребителя Y-руководителям сегодня необходимо предложить наиболее актуальное решение или продукт, что у них успешно получается», ― уверена Ирина Романова, генеральный менеджер бизнес-подразделения безрецептурных препаратов для здоровья «Санофи» в зоне Евразия.
Она добавляет, что согласно результатам исследований, более половины молодых людей поколения Z готовы попробовать продукты, предложенные на Youtube или через блоггеров.
Как создать культуру
Традиции, маленькие ритуалы компании всегда объединяют людей в тонком контексте между теплыми эмоциями и рабочим настроем, а также помогают увеличить показатели, сплотить и удержать сотрудников в атмосфере свободы и дружбы.
«Традиции могут складываться вокруг рабочих процессов, личности сотрудников и общего досуга. Например, полезно проводить праздники по поводу начала и окончания проекта, дни рождения сотрудников, деловые мотивационные завтраки с правом голоса для каждого или пятничные митапы, совместные спортивные мероприятия. Все это помогает день за днем эмоционально заряжать команду и объединять таких разных ее участников в одно целое. Важно только, чтобы мероприятия проходили в неформальной атмосфере и с обязательной обратной связью сторон. Тогда люди на работе будут чувствовать себя счастливыми и, что называется, на своем месте», ― отмечают специалисты HeadHunter.
«Если зумер берется за проект, значит команда — это единомышленники, разделяющие его ценности. Поэтому неформальные встречи с коллегами идут на пользу. Конечно, речь идет не о стереотипном корпоративе в банкетном зале, а о совместных походах в кино или нескольких часах неформального общения после работы в приятном заведении», ― добавляют Светлана Матюхова и Артем Астахов.
Как начать доверять
Какими бы значимыми ни были цель и текущие задачи, без доверия провал неминуем, потому что, вместо того, чтобы сосредоточиться на глобальных процессах, тревожный руководитель будет слишком много внимания уделять микро-процессам, и его настроение обязательно передастся сотрудникам.
Разумный контроль важен (для этого изобрели дедлайны), но он не должен мешать сотрудникам проявлять себя, становясь самостоятельными, ответственными и креативными работниками.
Обе крайности губительны ― и чрезмерный контроль, и его отсутствие ― поэтому имеет смысл разделить задачу на несколько подзадач и установить точки промежуточного контроля результата раз в неделю, с необходимостью предоставления промежуточного отчета по результатам, а не по проделанной работе.
Как обеспечить комфорт
Речь идет не только о комфортном расположении офиса, его интерьере, температуре и технических возможностях, но и психологическом комфорте команды.
После пандемии гибкий график и возможность удаленной работы получили большее распространение внутри политики бизнеса, однако, если одним людям важно поработать в тишине родных стен, то других, наоборот, заряжает офисная обстановка, и именно так и только так они могут держать себя в рабочем тонусе.
Свобода действий, возможность индивидуального выбора формата работы не в ущерб общему делу несут больший смысл, чем кажется на первый взгляд, и обеспечивает большую эффективность рабочего процесса. Поэтому необходимо по возможности создать для всех комфортные условия труда.