Ошибка выжившего: почему разрушенная креативная экономика осталась в плюсе

Про революцию в культуре и искусство сопричастности

Креативная экономика после пандемии представляет собой своего рода парадокс, потому что, вопреки серьезным цифрам статистики, это один из наиболее гибких и востребованных сегментов на российском и зарубежном рынке. Сегодня SharesPro рассказывает, почему это произошло и каких изменений ждать в будущем.

Идеи превращаются в деньги

Впервые о креативной экономике заговорили в 2001 году, когда этот термин в международный лексикон ввел британский писатель Джон Хокинс. Он опубликовал книгу «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги», в которой объяснил, что это понятие включает в себя как одни из старейших видов деятельности в мире — архитектура, промыслы и ремесла, — так и новые отрасли, появившиеся в эпоху цифровых технологий: дизайн, реклама и пиар, компьютерные игры, телевидение.

В креативной экономике главным ресурсом является человеческий капитал, а первичная добавленная стоимость продукта создается в виде интеллектуального и творческого контента, иногда в привязке к культурному наследию и традициям места производства. Значительную долю доходов сектора составляет прибыль от продажи лицензий на авторское право. На сегодняшний день креативная экономика является одним из самых динамичных и быстрорастущих сегментов мирового хозяйства.

По данным исследования, проведенного НИУ ВШЭ-НН, за пандемийный 2020 год 14 из 15 креативных индустрий показали снижение числа организаций по сравнению с предыдущим годом. Максимальный спад наблюдался в сферах фотографии (минус 22,5%), рекламы (минус 18,1%) и ювелирного дела (минус 16,6%). Большая часть сокращений — 52,8% — пришлась на регионы Москвы и Петербурга. Креативный бизнес испытывает трудности при доступе к финансовой поддержке, так как подобная деятельность основана на нематериальных активах (навыки, опыт, репутация, связи), которые трудно оценить с точки зрения кредитных организаций.

Но, несмотря на такую статистику, в креативной отрасли наблюдается расширение занятости. В первую очередь этот рост происходит за счет повышения спроса на специалистов в таких секторах экономики, как промышленность, торговля и профессиональные услуги, обеспечивающие 70% роста.

2021 год был объявлен ООН Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Креативную экономику по праву считают экономикой будущего. По данным ООН, творческие индустрии приносят годовой доход в размере $2,25 трлн и обеспечивают 30 млн рабочих мест по всему миру. Креативная экономика стимулирует инновации и диверсификацию, является важным фактором роста сектора услуг, поддерживает предпринимательство и способствует культурному разнообразию.

Инициатива ООН не случайность. В период коронокризиса творческая индустрия действительно сориентировалась быстрее других. Музеи начали запускать виртуальные экскурсии и различные культурные мероприятия по всему миру, ради которых не нужно выходить из дома. Театры стали транслировать онлайн спектакли, музыканты — коллаборации в TikTok и ютьюб-стримы, художники начали устраивать мастер-классы в режиме реального времени, а дизайнеры представили своей аудитории диджитал-презентации. Подобные перемены стали ресурсом и для сферы моды.

«Индустрия неизбежно будет меняться, и эти перемены — прекрасная возможность обнулиться, начать заново и заложить крепкий фундамент будущего американской моды», — отмечал Том Форд от лица Американского совета модных дизайнеров в открытом письме.

Сложное по экономическим меркам время зачастую становилось «плодородной почвой» для развития творчества и культуры на протяжении всей истории человечества.

«Вспомните холодную войну — период жесточайшего напряжения, который растянулся на несколько десятилетий. Именно он подарил нам Пьера Кардена и Пако Рабанна, в чьих космических творениях оптимизм переплетался со страхом. Джейн Павитт и Дэвид Кроули в своей книге “Cold War Modern: Design 1945 to 1970” описали это как “дуализм утопии и катастрофы”. Падение Берлинской стены в 1989-м также послужило своего рода скрепой для тогда еще совсем скромного, но активно растущего техно-сообщества, превратив его в гигантское молодежное движение. На волне энергии воссоединения оно выплеснулось далеко за рамки рейва — в искусство, моду и разные субкультуры», — комментирует русское издание Vogue.

Большие перемены

Тем не менее, как отмечает ТАСС, чтобы творческий сектор по-прежнему мог создавать конкурентоспособные продукты и обогащать экономику новыми идеями, после пандемии ему будут необходимы минимальные гарантии стабильности.

Рост цифровизации приводит к более тесному сотрудничеству между креаторами и специалистами в сфере IT, VR/AR. В то же время из-за «перегруза» информацией в интернете пользователи все чаще обращаются к платформам, способным создавать персонализированный контент и предлагать удобные фильтры для поиска. Так, по данным Salesforce Research, более 58% опрошенных при выборе контента опираются на рекомендации провайдера.

Пандемия также положила начало изменению роли культуры в жизни общества. Сейчас творческие организации предлагают не только хорошо провести досуг и обогатиться новыми знаниями, но и получить психологическую поддержку. По результатам опроса Culture & Community in a Time of Crisis, в котором участвовали более 124 тыс. респондентов из США, более 50% американцев в период пандемии рассчитывали, что культурные организации помогут им расслабиться и легче пережить негативные эмоции.

Что касается арт-экономики будущего, то здесь можно говорить сразу о нескольких глобальных изменениях, которые выделяет CEO Timepad Варвара Семенихина:

Стриминговые платформы vs кинотеатры

На международном рынке существует несколько крупных игроков, которые стали не только поставщиками контента, но и его производителями: Netflix, Amazon Prime, HBO, Disney+. В России также есть несколько стриминговых платформ: «Кинопоиск HD», «Амедиатека», Okko, More Tv, Ivi. Онлайн-кинотеатры и «умный» механизм подбора контента становится для зрителей приоритетнее традиционных кинотеатров, особенно в ситуации противоковидных мер. Кроме того, изменился и хронометраж киноконтента. Всю большую популярность приобретают 20-минутные ролики и короткометражные фильмы.

Произойдет также синергия с индустрией компьютерных игр: по их мотивам уже создаются фильмы, а VR-технологии постепенно меняют традиционный процесс производства фильмов.

Цифровой театр и возможность соавторства

Онлайн-театр, во многом меняющий традиционное представление о театральной атмосфере, стал вынужденным и противоречивым экспериментом для сообщества артистов и поклонников театров. Тем не менее несколько возможных нововведений могут значительно увеличить не только интерес к театру, но и качество просмотра как таковое. 

«Например, можно предоставить зрителям возможность комментировать происходящее, или становиться полноценными участниками событий, или организовывать гибридные мероприятия, где одна часть зрителей будет присутствовать в зале, а другая — подключаться к прямому эфиру. Главное, чтобы трансляцией управлял модератор, способный поддерживать интерес виртуальной аудитории», — утверждает эксперт.

В России платформа Okko запустила проект «Okko Театр», позволяющий размещать онлайн-версии спектаклей. С помощью таких платформ спектакли, снятые с репертуара, и уже прошедшие концерты получат вторую жизнь и новую аудиторию.

Омниканальность и флешмобы

Музейная сфера уже давно освоила виртуальные туры и AR-выставки. Благодаря новым каналам они смогли увеличить выручку на 15–20%. Кроме того, музеи могут запускать онлайн-флешмобы — обычно такие предложения находят большой отклик из-за своей простоты и оригинальности одновременно. Например, так было с челленджем #GettyMuseumChallenge, предлагающим воссоздать сюжеты картин из подручных средств, — в нем приняли участие люди со всего мира.

По материалам Forbes, интерес к творческому сектору оправдан: уже сейчас креативные индустрии приносят бюджету 12 млрд рублей в год. А это означает, что поддержка творческой индустрии имеет смысл, особенно учитывая, что опыт пандемии, несмотря на свою разрушительность, открыл достаточно мощный потенциал этой сферы.

Комментарии