Они не ищут работу мечты, а создают ее там, где работают: как ведут бизнес в Японии

О космосе рабочего пространства, смысле жизни и разбитой посуде

Любой бизнес-процесс строится на продуманной организации процесса создания продукта, финансовых и временных вложений, расчетов и дисциплины. Тем не менее в каждой стране существуют определенные философии и принципы, которые не только становятся отражением менталитета людей, но и формируют путь к успеху. В этом материале — основные идеи и открытия японской бизнес-культуры.

Нечто лучшее

Кайдзен — философская концепция родом из Японии, возникшая в 1986 году и нашедшая применение как в обыденной жизни, так и в менеджменте. Кай в переводе с японского означает «перемены», дзен — нечто «лучшее».

Вопреки общемировой тенденции японцы не сторонники постоянного поиска себя в новых рабочих коллективах. Выбирая место работы, они планируют развиваться, стремясь к совершенству и постепенно продвигаясь по карьерной лестнице, именно там. Иными словами, они не ищут работу мечты, а создают ее там, где работают.

Помощником в этом для них стала философия кайдзен, базирующаяся на пяти основных принципах: сортировке, расстановке значимости, чистоте, стандартизации, дисциплине. После Второй мировой войны эта техника позволила многим компаниям Японии, включая Toyota, оперативно восстановиться.

Сортировка

В первую очередь необходимо спросить себя: «Что конкретно препятствует моей эффективности?» — и занести все ответы в перечень. Если вы работаете сразу с несколькими важными проектами и распыляетесь, то постарайтесь часть своих обязанностей по возможности делегировать коллегам и посмотрите, как это отразится на вашей эффективности.

Расстановка значимости

Как только вы уберете из рабочего процесса всё мешающее и отвлекающее, вы сможете эффективнее и разумнее организовать его так, чтобы он отвечал именно вашим задачам и приоритетам. Определите, в какое время вы наиболее продуктивны. Теперь именно эти часы стремитесь использовать для выполнения самых ответственных и трудных дел. С этой целью желательно завести ежедневник, где вы каждый день сможете планировать свою деятельность. Верхние строчки списка отводите для самых важных задач, а нижние для того, что при необходимости может подождать.

Чистота

Важно четко определить место для всех инструментов на рабочем месте сотрудника и помнить, что изменить расположение можно только с целью оптимизации отдельных производственных процессов или управленческого цикла.

В Японии не принято уходить с работы до того, как рабочее место будет полностью подготовлено к завтрашней смене. Осмотрите свой стол, прежде чем покинуть офис. Все разбросанные по поверхности листы вложите в нужные файлы и папки. Выбросьте весь мусор, контейнеры из-под еды, пластиковые стаканчики, ненужные бумажки, а черновики сложите в ящик стола, потому что чистое рабочее место повышает эффективность труда.

Адепты кайдзен убеждены, что рабочее место каждого сотрудника отображает способ его мышления и, следовательно, оказывает влияние на эффективность труда и качество выполнения обязанностей. Поэтому одним из главных принципов считают правило организации рабочего пространства.

Кроме того, каждый вечер резюмируйте итоги прошедшего дня, конспектируйте все важные события, записывайте свои успехи и проблемы, требующие поиска решения. Речь идет не только о рабочих задачах, но и о бытовых и личных вопросах. Так вы структурируете ежедневную рутину и начнете мыслить яснее.

Стандартизация

После достижения баланса в личных и рабочих делах вам необходимо сделать его своим эталоном, стандартом, тем, чего всегда нужно придерживаться. Сначала придется напоминать себе о приоритетах, подсматривать в ежедневник и следовать строгому плану — так сформируется привычка.

Дисциплина

То и дело задавайте себе вопросы: «Для чего мне все это нужно? Каким образом все эти действия способствуют моим продуктивности и успеху?»

Так вы сможете анализировать свои действия и предотвращать прокрастинацию. Тайм-менеджмент — это навык, который можно сформировать с помощью маленьких, но важных шагов.

Если вы не становитесь лучше с каждым днем, вы становитесь хуже — вот суть этой философии в одной фразе.

В фокусе внимания системы кайдзен находится «качество» персонала, поэтому важно, чтобы эти принципы распространялись на каждого сотрудника компании: от руководства до уборщицы.

Философию кайдзен, которая нацелена на непрерывную оптимизацию менеджмента на всех этапах существования компании, можно применить практически в любой сфере бизнеса или государственного управления.

Среди известных мировых компаний, использующих философию кайдзен, можно отметить Toyota. Она адаптировала правила кайдзен в подходе к организации производства, в основе которого лежит цикл PDCA (также известный как принцип Деминга — Шухарта). Он предполагает систематическое, цикличное повторение определенных алгоритмов (планирование, действие, проверка, доработка), позволяющих сбалансировать высокое качество продукции и эффективное внедрение изменений.

Чтобы стимулировать активность сотрудников, философия кайдзен разработала особенную систему мотивации, которая помогает работникам добиться поставленных целей. Ключевой элемент кайдзен — участие всех сотрудников компании в оптимизации организационных процессов. Каждый член коллектива, от стажера до владельца бизнеса, должен предлагать свои варианты улучшения модели производства и организации труда в рамках своей компетенции. Поэтому еще одним значимым элементом философии является наличие системы мотивации, позволяющей устанавливать соответствующие цели и мотивировать сотрудников достигать их согласно принципам кайдзен.

Стоимость жизни

Акихиро Хасегава, клинический психолог и доцент Университета Тойо Эйва, полагает, что икигай — это понятие повседневного японского языка. Его составляют два слова: ики — «жизнь», гаи — «стоимость».

Происхождение термина можно отнести к периоду Хейян: периоду мира в истории Японии в 794–1185 гг. Гай происходит от слова кай, обозначающего раковины, которые очень ценятся в Японии, и потому икигай значит «ценность жизни». Икигай в данном случае рассматривается как общая концепция, охватывающая многие жизненные ценности.

Говоря простыми словами, икигай — это то, ради чего вы просыпаетесь по утрам.

Если погоня за смыслом похожа на головоломку, то поиск работы, которая вас радует, — это первое, что нужно сделать.

«Люди со страстью могут изменить мир», — это цитата Стива Джобса, которая коррелирует с этой философией.

В одном из своих постов о том, как делать то, что вы любите, Пол Грэм, основатель Y Combinator, написал:

«Проверка того, любят ли люди то, что они делают, заключается в том, будут ли они делать это, даже если им не заплатят, даже если им придется работать на другой работе, чтобы зарабатывать на жизнь. Сколько корпоративных юристов будут выполнять свою текущую работу, если им придется делать это бесплатно, в свободное время, и устраиваться на дневную работу официантами, чтобы содержать себя?»

Однако найти дело, которой вас вдохновляет — это только одна часть уравнения. Другая его часть — найти актуальную и эффективную нишу деятельности, а затем разумный баланс.

Если вы слишком сосредоточены на себе и своих интересах, вы можете упустить возможности помочь другим. И если вы будете чрезмерно сосредоточены на потребностях других, игнорируя при этом свои страсти, вам будет скучно, и вы быстро перегорите.

Организационный психолог Адам Грант, автор книги «Давай и бери», рассказывает о том, как жить в равновесии между вашей радостью и потребностями мира:

«Бескорыстная отдача при отсутствии инстинктов самосохранения легко становится подавляющей».

Грант вводит черту, которую он определяет как «готовность дать больше, чем ты получаешь, но при этом держать свои собственные интересы на виду».


Поклонение шрамам

По легенде, искусство кинцуги (или кинцукурои), означающее «соединение при помощи золота» («починка при помощи золота»), возникло в XV веке. Сёгуну Ёсимасе Асикаге до того не понравилось, как склеили его любимую керамическую чашу, что он подрядил японского мастера найти другое, эстетически более приемлемое решение. Тот его нашел, и с тех пор техника кинцуги вошла в жизнь.

Как отмечает Forbes, кинцуги — это техника реставрации битой керамики с помощью лака, смешанного с золотым порошком. Осколки собирают заново, и предмет, исчерченный золотыми трещинами, становится еще лучше, чем был. Вещь, которую в обычных условиях выкинули бы или списали как ущербную, снова начинают ценить, поскольку благодаря кинцуги ее недостатки стали ее достоинствами и добавили ей красоты.

Чашки, склеенные методом кинцуги, часто можно встретить во время чайных церемоний (садо): там вещи, обладающие интересным изъяном, ценятся особо — за жизненную историю и эстетическую неповторимость.

«Вместо того чтобы скрывать наши шрамы, кинцуги призывает их чтить и отдавать должное той роли, которую тяжелые, неприятные события сыграли в нашем формировании. Ничто не разбивается непоправимо, как бы болезненно ни воспринималось это поначалу.

С другой стороны, кинцуги служит метафорой того, как мы рассматриваем свои сильные и слабые стороны. В Японии есть поговорка, которая очень точно это схватывает: «Тёсё-ва тансё» (можно перевести как «наши сильные стороны — это наши недостатки»). Самоуверенность и переоценка себя может здорово подвести человека, причем в самый неожиданный момент», — пишет Ниими Лонгхёрст в своей книге «Японизм».


Только сегодня

Всё началось с обычного японского врача Микао Усуи, который жил в первой половине XX века.

Испытанием врачебного мастерства Усуи на прочность стала война. Именно тогда он разработал философскую концепцию, интегрированную с телесной целительной практикой, которую он назвал «рейки». Слово состоит из двух японских иероглифов: рей — «высшее космическое сознание», ки — «энергия».

Применение этих принципов позволило Усуи не только повысить свои показатели выздоровления, но и породило довольно популярную антикризисную практику, которая сегодня распространена более чем в ста странах мира.

Кризис — это стресс, стресс — это зона роста.

Одним из самых простых и в то же время самых эффективных элементов философской системы Микао Усуи является правило «5 принципов».

Только сегодня ни на что не злись

При столкновении с неприятностями выбирайте не злость, а спокойное принятие и свое дальнейшее действие. Выбор принимать жизнь такой, какая она есть, помогает сосредоточиться на полезных для себя действиях, в то время как злость отнимает силы.

Только сегодня ни о чем не беспокойся

Аналогично и со злостью: чувство беспокойства выпивает из нас очень много душевных сил, сужает сознание на проблеме, уводит его от попыток поиска решения. Если мы выбираем верить в свои силы и в то, что Вселенная дружелюбна и помогает нам, то и беспокойство ослабнет.

Только сегодня делай свое дело честно и с максимумом усилий

Этот принцип на 100% совпадает с русской поговоркой «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Здоровый перфекционизм по отношению к своей деятельности позволяет прийти к высоким результатам.

Только сегодня проявляй уважение и любовь без условий

Этот принцип — логическое продолжение принципов отказа от злости и беспокойства. Делая выбор проявлять уважение и дружелюбие к окружающим, мы избавляем себя от огромного количества ненужных конфликтов и проблем, которых могли бы быть. Хотя этот принцип особенно сложен для россиян и вообще для европейцев, именно он приносит самые большие трансформации в жизнь.

Только сегодня будь благодарен за всё

Во множестве философских концепций Запада и Востока отмечено, что чувство благодарности — одно из самых сильных чувств человека, благотворно влияющих на его состояние. Благодарность за то, что имеешь, приносит внутренний покой, а покой позволяет свободно мыслить и реализовывать новые идеи.

«Основной лайфхак в освоении философии рейки — регулярная рефлексия по отношению к своим чувствам. Когда я научился вовремя прислушиваться к своим чувствам (будь то злость, тревога или лень что-то сделать), вспоминал соответствующий принцип и на всякий случай делал телесную практику, которую описал Микао Усуи.

Пожалуй, главный результат внедрения принципов рейки в мою жизнь как руководителя — то, что мне удалось научиться создавать очень гармоничные команды как в моем собственном бизнесе, так и в коммерческих отделах наших клиентов. Когда находишь эффективные подходы к управлению гневом и тревогой сотрудников, руководителей, клиентов, появляется состояние потока, ощущение естественной легкости в каждодневной деятельности. Приятный бонус — то, что с 2015 года у нас не было практически ни одного серьезного конфликта с клиентом», — так рассказывает о своем опыте Андрей Майборода, основатель агентства Green Business.



Комментарии
Читать также
Умный товарищ — половина дороги: 6 советов по ведению бизнеса с другом
Трое в лодке, не считая работы: как превратить обучение в привычку
«Все женщины в моей семье — это активы»: как российский бизнесмен Игорь Рыбаков видит формулу успеха

О бизнес-экосистемах, герое-неудачнике и воспитании без наследства