Океан любви и капля безразличия: как живут дети в испанской семье

Про семейный футбол, детей-билингвов и мультфильмы вместо книг

Яркие, шумные, веселые и очень умные ― вот краткая характеристика маленьких испанцев. Пока весь мир борется с комплексами, в Испании до сих пор не знают, что это такое. Вместо них главной мотивацией для испанца становится благополучие его семьи и футбольные успехи, о которых он одинаково хорошо расскажет, как на испанском, так и на английском. В чем особенность испанского воспитания? Где проходит грань между вседозволенностью и индивидуализмом? Почему знаменитый метод доктора Эстивиля по воспитанию детей вызывает споры с российскими психологами? Обо всем этом в нашем материале.

Счастливые дети и слепые родители

Если российские родители особенно переживают за успеваемость своих детей, то главный кошмар испанских родителей ― комплексы. Именно поэтому испанский способ воспитания носит достаточно вольный характер. Их цель ― воспитать счастливого ребенка, уверенного в себе и способного брать ответственность за свои решения.

Испанцы убеждены, что у детей должно быть полноценное детство и самое лучшее образование, поэтому в этой стране очень мало молодых родителей. Как правило, испанцы задумываются о семье после 30, когда такие пункты, как стабильная карьера и свое жилье, уже пройдены.

Декретный отпуск длится 16 недель, из которых 6 недель предназначены только для матери, а остальные 10 она может, как разделить с отцом ребенка, так и полностью передать ему.

Испанские дети отличаются шумным характером, поэтому бывает непросто уложить их спать вовремя, поэтому в Испании очень популярен метод доктора Эстивиля. Он был разработан более 60 лет назад доктором Эдуардо Эстивилем, который взял за основу метод доктора Фербера из США, и в 1996 году выпустил свою книгу «Спите спокойно».

Основная идея Эстивиля состояла в том, чтобы приучить ребенка засыпать самостоятельно. Как это происходит?

Для начала нужно уложить ребенка в кровать и потратить не более двух минут на спокойное объяснение, что родители хотят научить его спать. Затем «стать слепыми и глухими» и выйти из комнаты, не реагируя на крики и сопротивление. Через некоторое время можно нанести маленький «визит» в комнату, но ненадолго, чтобы утешить малыша и снова повторить свою просьбу. И так нужно вести себя, пока он не уснет.

Подобную процедуру нужно повторять ежедневно, меняя временные промежутки по следующей схеме:

1 день: 1 мин. — 3 мин. — 5 мин. — далее все последующие промежутки 5 мин.

2 день: 3 мин. — 6 мин. — 9 мин. — далее все последующие промежутки 9 мин.

3 день: 5 мин. — 10 мин. — 15 мин. — далее все последующие промежутки 15 мин.

С четвертого дня паузы увеличиваются до 23 минут.

Конечно, необязательно брать с собой секундомер и отсчитывать время с точностью до минуты ― это расписание может быть гибким и регулироваться под каждого ребенка, главное, чтобы промежутки постепенно увеличивались.

Несмотря на любовь испанцев и подтвержденную ими пользу от методики Эстивиля, российские психологи придерживаются иной позиции:

«Существует мнение, что доктор Эстивиль признал, что его метод не должен применяться к детям младше 3 лет, так как он плохо влияет на психику ребенка. В действительности же в своем интервью 2012 года Эдуард Эстивиль просто оговорился, речь шла о начале работы по этой методике в возрасте после 3 месяцев. Метод Эстивиля не используется консультантами Babysleep, потому что в своей работе мы всегда учитываем связь мамы и ребенка, принимаем важность безопасной привязанности и избегаем сепарационной дисциплины.

Хотя нет доказательств какого-либо вреда от применения этой методики, мы уверены, что для психологического комфорта и ребенка, и родителей лучше использовать гораздо более мягкий метод обучения самостоятельному засыпанию», ― уверена Татьяна Чхиквишвили, руководитель направления online-программ, психолог, консультант по сну и ГВ.

Доверие и контроль

Что касается отдыха вне дома, то стоит отметить, что детей часто берут с собой на праздники и торжества. Более того, с ними не принято уходить раньше домой. Даже, если мероприятие затянулось до позднего вечера, дети засыпают прямо на стуле или в коляске. Испанские педиатры убеждены, что эта практика помогает детям быстрее адаптироваться в обществе и стать более выносливыми. Маленькие испанцы в принципе не боятся чужих людей. Они привыкли общаться со всеми вокруг, и даже позволят обнять себя незнакомому человеку.

При этом до 12 лет дети обязаны находиться под постоянным присмотром родителей. Более того, даже когда ребенок находится в школе или в детском саду, в семье должен быть человек, способный приехать по первому звонку преподавателя – на случай форс-мажоров (например, ребенок сломал ногу или школьный стол). Если в полицию поступает сигнал о том, что ребенок остался без присмотра, полицейские немедленно проверяют информацию. В первый раз родителям сделают выговор, а далее последует более строгие санкции.

Не садик, а бар

Важнейший фундамент испанского воспитания ― это семья. Зачастую, представителя старшего поколения живут вместе со своими детьми и внуками, и с ранних лет маленьких испанцев приучают ухаживать за своими близкими, уделять им внимание и не опаздывать на семейные обеды и ужины. Присутствие всех членов семьи в Испании настолько важно, что празднование дня рождения может быть отложено на несколько недель, чтобы дождаться приезда кого-то из них.

Семейные традиции выходят далеко за пределы дома. Так, любовь испанцев к футболу ― вовсе не миф. Они любят совершать вылазки всей семьей в бар или на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, а в больших семьях часто проводятся маленькие турниры между членами этой семьи с кубком победителей в качестве награды. С таким же удовольствием испанцы приходят на школьные или университетские мероприятия.

«В предвкушении матча взрослые могут посидеть за бокалом пива или вина. Всё это продаётся на любом стадионе. Во время матча болельщиков на стадионе очень много, на матч приходят всей семьёй – родители, бабушки и дедушки, тёти и дяди ребёнка. Таким образом, на каждого ребёнка приходится по 3-5 болельщиков», ― рассказывает в своем блоге россиянка Марина, проживающая с Валенсии со своими детьми и внуками.

Вот почему не стоит удивляться, что далеко не каждая семья отдает детей в детские сады, предпочитая дошкольное домашнее образование.

Детская литература в этой стране развита несколько меньше, чем в других, зато существует большой выбор обучающих мультфильмов, которые становятся важной частью дошкольного образования, наравне с английским языком. А персонажи мультиков полноценно заменяют детям сказочных героев.

Английский испанцы начинают учить с самого раннего детства. С небольших диалогов на бытовом уровне. Они растут билингвами, и поэтому к подростковому возрасту могут свободно говорить, как на своем родном испанском, так и на английском, что не только развивает их интеллект, но и улучшает качество дальнейшего образования, открывая широкую панораму его возможностей.

Кроме того, испанцы стараются привить детям любовь не только к собственной культуре, но и к другим. Этим объясняются интерес и обширные знания испанцев о менталитете и традициях других народов и стран.

Комментарии
Читать также
Гулливер в стране лилипутов: на каком языке можно и нельзя общаться с детьми

Про детский взгляд, взрослые заблуждения и мешочек гнева