Ной не ныл, а строил ковчег: как воспитать в себе толерантность к риску

Про укрощение мозга, трансляцию уверенности и спасительный адреналин

Обстоятельства неопределенности, туманность будущего и вынужденный риск ― нечто знакомое для абсолютно каждого предпринимателя и инвестора. И не для кого не секрет, что важно уметь превращать страх в инструмент для достижения цели и тем самым нивелировать его негативные последствия для вас и вашего бизнеса. Однако, как именно это сделать? От чего зависит так называемая толерантность к риску, и всем ли она нужна? Можно ли взрастить её в себе? Ответы на эти вопросы и комментарии экспертов ― в этом материале.

Индекс страха

Другое название толерантности к риску ― риск-аппетит. Это максимальный уровень риска, на который готов пойти инвестор или просто бизнесмен ради получения прибыли. Риск может означать возможность получения крупной прибыли. И в то же время риск — это готовность к потенциальным потерям, способность противостоять рыночным колебаниям и понимание того, что никаких гарантий нет.

Бихевиористы считают, что «страх потери» может играть большую роль в принятии решений, а ожидание выгод, может скрасить ваше отношение к риску. Поскольку толерантность к риску определяется уровнем вашего смирения с неопределенностью, вы можете не до конца осознавать свой аппетит к риску, пока не столкнетесь с потерей, вот почему определить свой уровень толерантность бывает не так просто.

В 60–70-х годах XX века нидерландский социолог Герт Хофстеде провел массовое исследование культурных различий в разных странах мира. Итогом его работы стала модель национального менталитета, в которой каждая страна получила оценку (индекс) в зависимости от восприятия ситуаций неопределенности, как угрожающих, и избегания их. Чем выше индекс, тем менее люди этой страны толерантны к риску. Россия оказалась одной из стран с наиболее высоким индексом, а вот Англия ― наоборот.

Не случайно, одна из знаменитых английских поговорок гласит: «В мире есть только две определенные вещи: смерть и налоги». Если люди готовы мириться с тем, что все остальное непредсказуемо, они спокойно живут с минимумом правил и регуляций и низким значением индекса.

Возможно и альтернативное решение проблемы. В этом случае психика делает «ход конем». Люди чувствуют себя неуютно и вырабатывают множество законов и неписаных правил на все случаи жизни, тем самым сводя большинство событий к известным и узнаваемым паттернам.

Призма взгляда и уверенности

По словам экспертов, на способности человека к адаптации влияет не только его национальный менталитет, но и уровень развития его личности.

Психолог-исследователь Елена Белова отмечает, что толерантность к риску напрямую связана с такими лидерскими качествами, как общительность, коммуникативные и организаторские способности. По её словам, снятие неопределенность в сложной ситуации ― это всегда результат сотворчества, которое со стороны бизнесмена требует мотивации и вдохновения для своей команды, умения управлять сопротивлением со стороны персонала инновациям и организовать команду и контакты внутри неё.

«Я думаю, что очень важно начинать именно с личного уровня. Если не найти решения на своем персональном уровне, ни людей, ни бизнес просто не удержать. В критической ситуации люди смотрят на вас и ждут ответов на вопросы, но этих ответов может и не быть. Поэтому так важно поймать ощущение, что вы сами способны справиться с ситуацией. Не давать уверенные ответы, но транслировать уверенность, что ответы найдутся.

Полезным упражнением может стать расчет критических временных горизонтов для принятия тех или иных ключевых решений — как на личном уровне, так и в бизнесе. И в дальнейшем использование этого плана как основы», ― отмечает Владимир Коровкин, бизнесмен, старший преподаватель бизнес-практики московской школы управления «Сколково», соавтор книги «От носорога к единорогу. Как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек».

Однако, толерантность к риску можно взрастить и другим способом ― заставить свой страх исчезнуть, поняв его иллюзорность. Об этом пишет бизнес-психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, автор методик по развитию эмоционального интеллекта и трансформации негативных эмоций Алексей Закревский:

«Что такое неопределенность? Это отсутствие определенности. Нет сущности, с которой мы взаимодействуем. Нет пределов, рамок, ограничений, берегов — можно назвать это как угодно. Но если всего этого нет, то что тогда существует? Когда нет определенности, вместо нее возникает вариативность. Вернее сказать, многовариантность. И как раз избыточное количество вариантов порождает стресс, в основе которого — страх совершить ошибку. Борьба с ситуацией неопределенности сводится к борьбе с этим страхом. Нужно сделать так, чтобы страх не парализовал, купировать его.

У бизнесмена, особенно успешного, инструментов обычно больше, чем у человека, работающего по найму. Если говорить на языке бизнеса, то необходимо определиться со страховками в случае ошибки. Готовой модели нет, нужно вырабатывать гипотезы и их быстро тестировать. Понять, каковы ставки, какова цена проверки каждой гипотезы. И отрабатывать каждую гипотезу, например, с помощью алгоритмов быстрого теста гипотез — наподобие тех, которые используются в стартапах. В результате постепенно появляется чувство ситуации, сужается количество вариантов, появляется понимание, что делать, а с ним и чувство контроля над ситуацией».

Пространство смыслов

По словам Анатолия Ясинского, бизнес-консультанта, специалиста по построению корпоративного и HR-бренда, преподавателя бизнес-школы РАНХиГС EMBA и Universal University и куратора факультета бренд-контента в академии коммуникаций Wordshop, некорректная картина мира для нас менее вредна, чем перегрузка мозга. Поэтому эксперт советует оградить себя от ненужной информации, которая не нужна для конкретных задач:

«Мозг работает на основе свободной энергии. Вы только что закрыли для себя часть важных вопросов, высвободили ресурс и резерв для действия. Теперь у вас есть возможность маневрировать, появляется энергия жизни. Создали картину мира — идите и действуйте».

Работа с коллективом несколько более сложная и требует в этом контексте больше усилий и внимания. Речь идет о создании особого пространства смыслом взамен тому токсичному, которое создают слухи и домыслы. Панические настроения, рассуждения, кого уволят первым, что будет, когда кончатся деньги ― отменить этот процесс нельзя, поэтому владельцу бизнеса необходимо его возглавить и создать то самое чистое пространство смыслов. Их задача очевидна: они должны вселять уверенность, сплачивать и мотивировать на работу.

В этой ситуации может помочь корпоративный бренд. Если он грамотно сформирован, он дает простую и понятную картину миропонимания и вектор совместного движения к цели.

Комментарии
Читать также
«Я готов это делать без денег»: Алексей Наказный о миссии изменить мир, провалах и способности находить своих людей в любой стране

Про огонь в людях, огонь в бизнесе и колесо баланса Про огонь в людях, огонь в бизнесе и колесо баланса