«Ничто не будет устойчивым, если все идет как надо»: безумная компания Тоби Лютке

О разговорах перед костром, отсутствии образования и полезной пандемии

Еще пять лет назад никто не знал о таком проекте, как Shopify, а его название легко было спутать с музыкальным сервисом — Spotify, но сегодня это самая дорогая интернет-платформа Канады и по совместительству — одна из самых глобальных в мире. О том, почему основателя Shopify называют «скромным миллиардером» и как проекту помогли неудачи Amazon, в этом материале. 

«Я получил первый компьютер, когда мне было шесть лет. Я был частью того поколения детей, которые выросли, не отрываясь от компьютера, — это была любовь с первого взгляда», — вспоминает о своем детстве основатель Shopify Тобиас Лютке.

В 11 лет мальчик уже взламывал игры и конструировал новые уровни. Лютке неважно учился, школьный психолог поставил ему диагноз «дислексия плюс СДВГ». Когда подростку исполнилось 16, он бросил школу, недоучившись один год, и устроился программистом-стажером в BOG Koblenz.

На стажировке, по его словам, ему понравились ребята, которые занимали тесную комнатку в подвале, — это были настоящие программисты, они писали на Delphi, его любимом языке.

От Оттавы до повсюду

В 2020 году на фоне пандемии, когда бизнес стремился к осторожности и сохранению баланса, холодная логика Тоби Лютке, CEO Shopify, выбрала другой путь. Лютке решил расторгнуть договоры аренды офисов Shopify в Оттаве и еще шести городах. Тоби Лютке тогда заявил, что весь штат компании из 7 тысяч человек переходит на удаленную работу, причем навсегда. По его словам, Shopify стала «вездесущей» — все ее клиенты и сотрудники отныне существуют в одном цифровом пространстве.

В целом Тоби Лютке работа онлайн всегда казалась комфортнее, чем работа в офисе. Будучи одним из первых разработчиков Ruby on Rails, языка программирования с открытым исходным кодом, он годами сотрудничал с людьми, которых никогда не видел лично.

В этот раз он снял квартиру рядом со своим домом и превратил ее в офис для одного человека, декорировав его старыми сноубордами и первой моделью компьютера Macintosh. Shopify наняла одного руководителя из Facebook, а другого из Slack — оба остались в Кремниевой долине.

Уже больше 15 лет его компания поставляет программное обеспечение, которое позволяет примерно 2 миллионам продавцов по всему миру запускать веб-сайты. Причем без лишних сложностей, которые часто возникают у главного конкурента Shopify — Amazon.com. За сумму от $30 до $2 тысяч в месяц Shopify предлагает продавцам более десятка услуг для интернет-магазинов: от непосредственно сайта до управления запасами и обработки платежей.

Shopify стала родоначальником технологии, которая лежит в основе веб-сайтов гигантских розничных сетей, в частности Staples и Chipotle Mexican Grill. Благодаря ей выросли недавно вышедшие на биржу компании, среди которых производитель обуви Allbirds и фирма по выпуску медицинских халатов Figs.

Кроме того, платформой пользуются розничные магазины Кайли Дженнер, Тейлор Свифт, Леди Гаги и других знаменитостей. Но особую роль компания сыграла в более приземленных нишах. Она помогла небольшим семейным предпринимателям, стартапам, поддерживаемым венчурным капиталом, мини-инфлюенсерам, неформатным предпринимателям, мерчандайзерам и малоизвестным компаниям, таким как Offlimits — «изобретатель» хлопьев для завтрака.

«Потребовалось примерно десять лет, чтобы Shopify стал успешным за одну ночь», — описывал свой успех Лютке.

В то время как Amazon медленно, но верно разрушал свою репутацию, особенно после того как продавцы платформы дали свои показания на слушаниях в конгрессе США в рамках расследования деятельности ИТ-гигантов, Shopify стал своего рода спасательным кругом для предпринимателе й в море неизвестности и удаленной работы, по сути единственным кругом.

Успех Shopify всегда заключался в простоте продукта и легкости его масштабирования. При этом он предлагает широкий спектр возможностей — от создания традиционных магазинов и платежных терминалов до разработки студий медиапроизводства и дизайна сайтов.

Любовь к сноубордам, талант и шутки над американцами

Об открытии компании Тоби Лютке задумался, работая программистом, после слов отца своей девушки Фионы. В этот период молодой человек увлекался сноубордом, но ради первого капитала продал всю экипировку и спортивный инвентарь. Свой первый офис Лютке организовал в гараже родителей Фионы.

Всё существующее ПО, созданное для электронной коммерции на 2004 год, его категорически не устраивало. Инструмент, который он использовал, был довольно редким — малоизвестный японский язык программирования Ruby с открытым кодом, к которому не было руководства ни на немецком, ни на английском. Тоби изучил код без документации.

Партнеры открыли магазин в ноябре того же года, и Тоби до сих пор вспоминает первый заказ от «парня из Пенсильвании»:

«В тот момент я понял, что превратился из человека, который придумал нечто интересное, в настоящего предпринимателя».

Всю зиму дела шли благополучно, но летом сноуборды перестали пользоваться спросом, а вот запросы от других бизнесменов, которым очень нравился сайт SnowDevils, приходили все чаще и настойчивее. Люди хотели купить программное обеспечение, созданное Лютке. Именно тогда бизнесмены задумались о продаже интеллектуального, а не физического товара.

Своими первыми инвесторами стали они сами, вложив каждый по $20 тысяч: друзья, дядя Тоби и отец Фионы — всего удалось собрать примерно $200 тысяч. Брюс Маккин поддерживал идею Лютке, помогал деньгами, когда не хватало на выплату зарплаты немногочисленным сотрудникам, и до сих пор является одним из главных акционеров — ему принадлежит 4% Shopify, а состояние оценивается в $2 миллиарда. Мама Фионы вела бухгалтерию. Официально платформа начала работу в 2006 году.

В первые годы существования Shopify он несколько раз посещал Кремниевую долину, ночевал в хостелах и передвигался на велосипеде, чтобы посетить венчурные компании. Лютке не обучался в университете. Вместо этого он прошел курсы по компьютерному программированию в компании Siemens. Он признается, что период создания Shopify был единственным в его жизни, когда он работал более 40 часов в неделю.

К слову, сейчас у него в гараже есть Harley и Tesla, но бизнесмен предпочитает передвигаться на велосипеде. Лютке очень просто одевается, не пользуется частными джетами и не имеет яхты. Он вкладывает средства в образование и защиту окружающей среды, не упуская случая подшутить над соседями-американцами.

Например, Тоби перебил на $1 миллионный благотворительный взнос Илона Маска в фонд защиты лесов и стал самым крупным жертвователем организации. Хотя Shopify интегрирован с Amazon, Лютке часто в шутку сравнивает компанию Джеффа Безоса с Империей, а себя — с Повстанцами, намекая на «Звездные войны».

Мир бунтарей и одна счастливая семья

Shopify не просто не копирует методы ведения бизнеса конкурентов, а выбирает противоположные. Например, если Amazon смело идет на риск потерять малые предприятия, копируя их продукцию и подстегивая большую конкуренцию, то в Shopify, наоборот, больше ценят продавцов — ее руководители восторженно говорят обо всех плюсах «демократизации онлайн-коммерции» и «популяризации предпринимательства»; в Shopify стремятся быть не столько «магазином всего», сколько «магазином везде».

Благодаря локдаунам по всему миру рыночная капитализация Shopify выросла с $46 млрд в начале 2020 года до $177 млрд в конце 2021 года.

«Пандемия только придала компании сил. Это какое-то безумие», — отмечает Рик Уотсон, консультант по рынку e-commerce и ведущий подкаста о продажах в интернете Watson Weekly.

Сам Тоби Лютке в 2021 году оказался на второй строчке в списке самых богатых людей Канады, по данным индекса Bloomberg Billionaires Index.

Одной из сфер инвестирования компании остается благотворительность в сфере экологии, в том числе на управлении фондом по устойчивому развитию. Ежегодно он жертвует в него около $5 миллионов.

Важным плюсом для компании стала политика руководства о поиске новых путей развития в дополнение к пандемийным вместо получения удовольствия от созерцания графиков прогресса.

Например, недавно для запуска новой программы по работе с инфлюенсерами компания наняла известного маркетолога, долго сотрудничавшего с брендом Yeezy Канье Уэста. Кроме того, Shopify открыла профессиональный центр для предпринимателей на Манхэттене, объединилась с реальным Spotify, чтобы помочь музыкантам с продажей фирменной одежды и аксессуаров, и запустила канал развития цифрового искусства, чтобы создать коллаборацию с художниками.

«Я создаю NFT», — написала писательница и телеведущая Марта Стюарт, которая теперь торгует на Shopify, в Twitter в октябре.

«Amazon пытается создать империю, а Shopify — вооружить бунтарей», — утверждает CEO компании.

Тем не менее лидер компании не отрицает собственных ошибок и недочетов в работе Shopify. По его мнению, ему нужно наверстать упущенное и разобраться в нескольких областях, чтобы лучше понимать, как все это работает в комплексе.

В то же время он вынужден бороться с текучестью кадров высшего звена и разрешать споры о том, стоит ли Shopify заниматься самыми трудоемкими аспектами электронной коммерции, такими как доставка.

Коллеги Лютке отмечают его неординарное мышление.

«Вы не можете пройти логическим путем через культурные потрясения», — говорит о нем его жена Фиона Маккин.

Среди его последних увлечений — концепция «батареи доверия», с помощью которой он оценивает свою уверенность в сотрудниках, а также гипотеза о том, что одну из самых важных технологий современности, веб-браузер, сегодня невозможно выпустить на рынок, потому что Apple, Google и другие владельцы магазинов приложений не позволят это сделать.

Тобиас Лютке достаточно часто делится своими открытиями и опытом в интервью и личных заметках. В рекламе Shopify предпочитает выдвигать на первый план своих клиентов, но о самой рекламе Тоби говорит так:

«Один парень из истории ретейла по имени Джон Уонамейкер сказал действительно умную вещь, связанную с рекламой. Он сказал: “Половина денег, которые я трачу на рекламу, тратится зря; проблема в том, что я не знаю, какая это половина”. Это и есть особая теория принятия решений».

За свою манеру иногда резко отчитывать подчиненных за посредственную работу во время онлайн-встреч Лютке получил в компании прозвище Торнадо Тоби.

Как и многие руководители и инвесторы технологических компаний, он прочитал книгу Нассима Николаса Талеба «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» и увлекся хаос-инженерией — идеей о том, что допущение как непредвиденных бедствий, так и намеренных неудач может сделать людей и организации сильнее. Его вдохновением стал текст, а «подопытным кроликом» — собственная компания.

«Ничто не может стать по-настоящему устойчивым, если все идет как надо», — объясняет Лютке.

Лютке боится ненужных совещаний, поэтому начал периодически лично заходить в календари своих сотрудников и удалять регулярно повторяющиеся встречи.

Тем не менее, несмотря на приверженность удаленной работе, офис компании размещался на десяти этажах одного из небоскребов Оттавы. При этом целый этаж заняла трасса для картинга. Некоторое время там висела коллекция портретов Лютке и остальных членов его первой команды в военных регалиях эпохи Наполеона — маленький музей. В офисе также был зал для VR-игр, комната с пинг-понгом и студия йоги.

Любопытно, что в настоящее время одной из первостепенных задач для Лютке стало воссоединение с руководителями Shopify, включая тех, с кем он до сих пор ни разу не встречался лично. Этой осенью он пригласил свою команду руководителей в Opinicon, отель и курорт в стиле рустик 1880-х годов. Днем руководители Shopify играли в лазертаг, а вечером беседовали у костра.

Вопреки своей любви к рабочему уединению Лютке тщательно бережет энергию для общения с семьей.

«Рождение детей — это поучительный опыт. Ты автоматически узнаёшь много очень ценных вещей для бизнеса, — заметил CEO Shopify. — Еще дети постоянно удивляют. У нас трое мальчиков: десяти, восьми и шести лет. Это безумие, но это лучший вид безумия. Мы делаем массу вещей вместе, проводим много времени вместе — я всегда отдавал приоритет семье. Никогда не пропускаю ужины».



Комментарии
Читать также
Школа — это отстой: воспитание детей с точки зрения Маска, Гейтса и Джобса
«Когда он спит, ему снятся идеи»: из чего состоит империя Бернара Арно
Цена триумфа: почему успешные предприниматели часто оказываются трудными людьми

О том, как картинка далека от реальности