Неродная речь: чем плох корпоративный жаргон

Почему нужно остерегаться большого количество сленга в работе и что такое язык лидерства

Одна из странностей делового мира заключается в том, что все понимают: коммуникативные навыки жизненно важны для эффективного лидерства. Однако немного людей действительно их используют, вместо этого руководители часто прибегают к корпоративному жаргону.

В течение нескольких лет обозреватель Financial Times Люси Келлавей ежегодно присуждала награды за худшие примеры делового общения. Однако эти и другие критические замечания отнюдь не заставляют лидеров следить за своими словами, а только поощряют их к достижению новых уровней многословия.

На самом деле, причины, почему так происходит, можно найти в книге Барта Эгнала «Говорите как лидер». В предисловии Эгнал — президент и исполнительный директор Humphrey Group — пишет, что «жаргон, модные словечки и корпоративная речь обычно существуют из-за недостатка ясного, мощного мышления».

Склонность использовать корпоративный жаргон также часто означает, что говорящий недостаточно хорошо разбирается в теме, и это, по мнению Эгнала, уже тревожный звонок.

Существует еще одна возможная причина, по которой руководители используют сложный и запутанный язык: многие надеются, что, если они облекут вещи в умно звучащие концепции, люди поймут — с ними говорит человек, знающий свое дело, и не смогут сразу дать быстрый необдуманный ответ. Это объяснило бы, почему менеджеры так любят использовать «пропускную способность», «смену парадигмы» и другие термины и создавать ужасные глаголы из существительных через дефис. 

Книга также полезна своей главой «Выбор слов, которые влияют и вдохновляют». В ней описано, насколько недостаточно хорош нынешний способ общения. Неудивительно, что лидеры прибегают ко все более запутанным формулировкам: они не смогут донести необходимое послание, пока не научатся говорить более просто, прямо и менее двусмысленно.

Миссия Эгнала состоит в том, чтобы показать читателям, что они могут передавать свои идеи, «используя язык, свободный от жаргона, который привлекает и мотивирует других». Он ясно дает понять, что книга адресована не только руководителям компаний, но и «всем тем, у кого есть идеи, в которые они верят, и кто хочет, чтобы эти идеи вдохновляли других».

Так какое решение предлагает Эгнал? Он заявляет, что общение должно занимать первое по важности место для тех, кто хочет стать лидером, это необходимое условие в тяжелых реалиях плохой коммуникации. Эгнал пишет, что это «единственный способ, которым лидеры могут вдохновлять других на действия». Руководители должны следить за манерой разговора, которую они используют, будь то совещание, внутренняя электронная почта или общение с человеком по телефону.

Интересно, что Эгнал не останавливается на корпоративном жаргоне. Он убежден, что жаргон может быть даже полезен, когда все работают в одной отрасли, группе или хорошо знакомы с обсуждаемыми вопросами. Корпоративный жаргон, по мнению Эгнала, становится большой проблемой, когда начинает сбивать с толку. Поэтому знание того, когда его можно использовать, а когда нет, — ключевой принцип.

Однако центральная тема книги заключается в том, что хорошие лидеры используют «язык лидерства». Некоторые могут подумать, что это означает использование слов или подходов известных ораторов, но Эгнал подчеркивает: умение говорить на языке лидерства состоит из трех необходимых этапов. 

Во-первых, говорящий должен перенять образ мышления лидера. Это включает в себя размышление о своем видении ситуации, определение своих убеждений и развитие смелости бросать вызов другим. 

Во-вторых, оратор изначально должен позиционировать себя как лидер. Это означает, что человек должен правильно организовать свое мышление и сосредоточиться на правильном и четком послании.

В-третьих, говорящий должен использовать язык лидерства. Этот пункт требует от человека формулировки сценария, используя ту манеру речи, которая демонстрирует его лидерство и вдохновляет других действовать в соответствии с желаемым планом. 

Эгнал признает: многие читатели будут утверждать, что учли эти вещи, и если они уже работают в качестве руководителей, он с ними согласится. Однако автор книги настаивает на том, что немногие способны последовательно общаться таким образом, чтобы вдохновлять на действия. «Самые эффективные лидеры понимают, что лидерская коммуникация — это навык, который нужно развивать и применять с сознательным намерением. Это позволяет вам адаптироваться под любую аудиторию, оставаясь при этом верным самому себе», — пишет Эгнал. 

Эгнал также предлагает 11 принципов языка лидерства. Список начинается с того, чтобы быть дальновидным и сосредоточиться на аудитории и вдобавок быть подлинным, страстным, уверенным, позитивным, прямым и кратким, чтобы сделать общение запоминающимся. 

Комментарии
Читать также