«Непонятно, кто кому начальник»: как Стокгольм влюбил в себя мировой бизнес

Про родину Spotify, город предпринимателей и кофе с булочкой

В этом материале мы продолжаем рубрику лучших городов мира для жизни и бизнеса, и сегодня ― о том, как маленький Стокгольм стал большим садом успешных бизнес-проектов, сделок с мировыми финансовыми лидерами и рекордов по комфорту в повседневности.

Столица стартапов и достигаторов

Стокгольм считается второй старт-ап столицей мира после Кремниевой долины и первым в списке лучших городов страны по версии Svenska Dagbladet . Помимо этого, Стокгольм лидирует и в рейтингах по чистоте воздуха, деятельности в цифровой экономике, предпринимательской среде, площади зелёной зоны, защите прав интеллектуальной собственности, доступа к интернету, вложениям в исследования и разработки; по политической стабильности и решению проблемы транспортных заторов.

Городу принадлежит второе место по качеству широкополосного доступа, индексу командировок, количеству библиотек с открытым доступом и уровню грамотности населения.

Шведская система здравоохранения отличается высоким качеством и эффективностью, благодаря чему государство входит в топ-10 стран с лучшей медициной в мире.

У Швеции богатый послужной список в качестве ведущего поставщика инновационных решений и продуктов в мировом масштабе. Среди знаменитых брендов, созданных в королевстве, — Skype, H&M, Electrolux, Ikea, Spotify и King (создатель Candy Crush). Одна из основных причин такого высокого уровня цифрового развития в стране ― открытость и либеральный подход к торговле. Кроме того, сегодня у Швеции самый низкий уровень национального долга по сравнению с другими странами ЕС, а также маленькая инфляция и здоровая банковская система.

«Здесь есть что-то вроде «местного Google», в который все IT-инженеры стремятся попасть — банк Klarna. Работать здесь считается очень престижным, и многие идут именно туда, в финтех. Стиль ведения бизнеса у них американский, и это часто привычнее для приезжих, чем шведский. Выражается это в более быстром темпе работы, большем достигаторстве.

В Швеции принято работать иначе: все много разговаривают, пытаются прийти к консенсусу, советуются. Иногда непонятно, кто вообще кому начальник. Очень высокая степень самостоятельности и постоянная перетасовка между проектами», ― отмечает один из специалистов Learning&Development. ― «Общество здесь типично европейское. Сортируют мусор, толерантны ко всем, уважают личное пространство. На экологии тут особый пунктик, например, очень аккуратно относятся к природным ресурсам. Коррупция практически нулевая. Люди понимают, зачем и куда они платят такие огромные налоги. И соблюдают закон не из-за наказания, а от осознания прямых последствий для жизни и комфорта себя и окружающих».

Закон кофе и булочки

Бизнес-культура Стокгольма отличается гибкостью и открытостью к передовым идеям и технологиям. Выгодное географическое положение превратило Швецию в основное место для всех финансовых операций на рынках Северной Европы. Международные компании выбирают страну для размещения своих штаб-квартир, контактных и распределительных центров, офисов обслуживания. Примечательно, что 33% от мировых сделок по продаже бизнеса происходит именно в Швеции.

Такая продуманная и мощная инфраструктура ― результат целенаправленной и продуманной политика государства. Население Швеции быстро освоило цифровую грамотность, когда в конце ХХ века правительство установило временные налоговые льготы на покупку персональных компьютеров для жителей страны. Кроме того, в Швеции молодым компаниям легко получить гранты и поддержку, так как правительство активно работает в этом направлении и постоянно открывает новые источники финансирования.

По статистике каждый десятый швед, достигший совершеннолетия, уже открыл собственное дело. Более 50% населения планируют в будущем войти в сферу частного предпринимательства.

В то же время шведская деловая культура отличается особым характером. Здесь принято решать дела медленно и неторопливо, без авралов и дедлайнов. В этом плане особенность шведского ведения бизнеса напоминает деловой этикет ОАЭ.

Во главу угла шведское бизнес-сообщество ставит единую систему, в которой предприниматели ― это её составные части. Вот почему они свято чтут все традиции, способные укрепить принципы работы в команде.

Например, существует обычай под названием fika, который подразумевает перерыв на кофе с булочкой, который позволяет обмениваться опытом и узнавать друг друга лучше. Первый раз коренные шведы делают такой перерыв в 10 часов утра, затем – после 12:00, сразу после обеда, и ещё в 15:00, перед тем как пойти домой. Попытка уклониться от соблюдения этой традиции приведет к непониманию со стороны шведских бизнесменов.

Университет инвесторов

Ещё одно важное преимущество ― прочная связь науки и бизнеса. Так, в каждом университете, где преподают бизнес-программы, открыт бизнес-инкубатор, а у студентов есть возможность пообщаться с агентами и инвесторами и представить свой проект. Например, Lund University Innovation System или Chalmers Innovation.

Официальное инновационное агентство Vinnova работает при Министерстве предпринимательства, энергетики и коммуникаций Швеции и поддерживает отношения между компаниями и научно-исследовательскими институтами. Компания каждый год инвестирует 2,7 млрд шведских крон в новые проекты и предоставляет гранты для стартапов широкого круга деятельности.

Шведский рынок сегодня в целом ориентирован на экспорт, а самая популярная профессия в Стокгольме ― разработчик, а в технологическом секторе заняты 18 процентов населения города. В столице, а также в Гётеборге, Мальмё и Уппсале бизнес-сообщество насыщено событиями и активно развивается.

Среди наиболее привлекательных и эффективных инвестиционных направлений можно выделить информационные технологии и разработку приложений, а также защита данных, дизайн, образование; оптовая и розничная торговля; транспортные перевозки; творческие проекты в сферах архитектуры и дизайна и туризм.

В компаниях Стокгольма принято практиковать гибкий график, что подходит для молодых семей, при этом уровень безработицы в стане всего 5,9%.

Комментарии
Читать также
Запах долларов и яблочного пирога: почему недвижимость в Майами дорогого стоит

О правиле «give and get», медитациях бизнесменов и сборнике рекордов США