Не в деньгах счастье: почему в бизнесе стало больше романтиков

Про радостную продуктивность, призы за шутки и шарф

Вокруг постулата о том, должна ли работа приносить радость, и если да, то в чем именно это выражается, давно не утихают споры. Однако мир меняется, а вместе с ним и отношение — как к профессиям, так и к составляющим рабочего процесса. В этом материале — мнение экспертов о том, почему счастливые сотрудники важнее успешных, и какие ориентиры в тимбилдинге нельзя упускать.

Работать веселее

Соцпакеты, повышение зарплаты и гибкий график — вот набор старинных методов по борьбе с «великим увольнением», стремительно набирающим обороты в мировом бизнесе. Тем не менее за период пандемии многие люди переосмыслили свое отношение к работе.

На первый план вышли такие факторы, как благодарность за хорошо выполненное задание, уважение, значимость, персональная ответственность, самостоятельность и возможности роста. Что важнее, сотрудники ждут, что работа будет приносить радость. То есть привычный фокус восприятия рабочего процесса значительно сместился, и потому устаревшую систему поощрений тоже необходимо менять.

Например, конкурентным преимуществом на рынке труда специалистов становится неформальная, комфортная атмосфера работы.

«Работа и радость традиционно рассматриваются как противоположные явления, — утверждает бизнес-консультант Боб Нельсон. — Всегда считалось, что вы можете либо работать, либо веселиться, но вы не можете это делать в одно и то же время или в одном и том же месте. Большинство из нас работало ради денег, а удовольствие от работы казалось роскошью, доступной единицам».

Особое внимание эксперт уделяет стратегии «шарфа», или SCARF.

Речь идет об акрониме, объединяющем различные приоритеты, которыми руководствуются сотрудники при построении карьеры: статус (status), стабильность (certainty), независимость (autonomy), связь с командой (relatedness) и справедливость (fairness).

«Те, кому важен статус, предпочитают участвовать в проектах, где их вклад заметен. В то же время сотрудникам, ориентированным на стабильность, нужно просто каждую неделю получать обратную связь о своем прогрессе и информацию о прогрессе компании», — пишет Нельсон.

По данным исследования, проведенного Университетом Варвика, если сотрудники чувствуют себя более счастливыми и довольными на рабочем месте, их продуктивность может возрасти на 12%.

Как отмечает профессор Освальд, «такие компании, как Google, больше инвестировали в поддержку сотрудников, и в результате повысилась удовлетворенность сотрудников — на 37 процентов. В научно контролируемых условиях стремление сделать работников счастливыми действительно приносит свои плоды».

«Движущая сила, по-видимому, заключается в том, что более счастливые работники более эффективно используют имеющееся у них время, увеличивая темп, с которым они могут работать, но не жертвуя качеством», — добавляет доктор Сгрой.

Так, работники Банка Америки каждый месяц устраивают конкурс на лучшую шутку среди сотрудников: в течение дня коллеги смешат друг друга, а победители получают призы. Компания-разработчик решений в области кибербезопасности SecureAuth Corporation устраивает пятиминутные «музыкальные паузы» для сотрудников в Zoom.

Боб Нельсон предлагает время от времени устраивать мозговой штурм совместно с вашей командой, чтобы решить на первый взгляд несерьезные вопросы: «Что можно сделать, чтобы работать веселее?» или «Как мы должны работать, чтобы ощущать себя счастливее?».

В то же время эксперт подчеркивает, что профессиональный потенциал сотрудника не должен стоять на месте. То есть, кроме тренингов и повышений, должно быть микрообучение на каждый день. Если «на ежедневной основе сотрудник должен учиться, обретать новые навыки и полезные знакомства, это поможет ему найти желаемый карьерный путь», а задача руководителя — помочь ему.

Помните, что важно не пренебрегать обсуждением с членами вашей команды личного прогресса в обучении и профессиональных стремлений. Работник может получить ценный совет, а руководство будет лучше понимать, как удержать талантливого специалиста и извлечь пользу из его экспертизы.

Искренность в деталях

Что касается системы поощрений, то и здесь не стоит ограничиваться исключительно денежными премиями. Вот какие советы может дать по этой теме Боб Нельсон:

«Деньги — это оплата труда. Оплата труда — это право, признание заслуг — это подарок. Отчасти похвала так значима как раз из-за того, что руководитель не обязан никого хвалить».

Эксперт подчеркивает, что важно хвалить свою команду вовремя. Чем быстрее ваш подчиненный услышит позитивный отзыв о своей работе, тем больше будет мотивирован на новые достижения. Но это сработает только в том случае, если вы говорите искренне и стремитесь поблагодарить каждого сотрудника лично, даже телефонным звонком или сообщением в социальной сети. Имеет смысл выделить для этого время в своем графике, к примеру, на каждом еженедельном совещании.

«Искренность кроется в деталях. Упомяните их. Расскажите сотруднику, что вы услышали, что увидели, что именно привлекло ваше внимание. Так ваша похвала будет звучать более убедительно и обоснованно», — комментирует Нельсон.

Стоит отметить, что многие руководители начинают с похвалы, а затем переходят к ошибкам и недоработкам. И перечеркивают таким образом все теплые слова, сказанные до этого.

Ищите поводы выразить свою признательность.

По словам эксперта, «если вы руководитель, то этот подход повлияет на организацию», потому что это важный символический жест, который сигнализирует другим сотрудникам, что так себя и нужно вести с коллегами и подчиненными. Иными словами, вы не просто выстраиваете собственную линию поведения, но и формируете рабочую культуру компании в целом.

«Я убежден, что у людей есть внутренняя сила развивать свою жизнь в тех направлениях, в которых они чувствуют себя наиболее реализованными и наполненными», — отметил Боб Нельсон в интервью Consultancy Insights.

Эксперт добавил, что, когда клиент описал ему свою работу и спросил, почему у него получилось найти только такой вариант, он посоветовал ему делать эту работу лучше, чем кто-либо до него.

Как утверждает психолог и бизнес-коуч Леонид Кроль, чтобы избежать зависимости от работы и ощущать себя не только сотрудником, но и человеком, стоит несколько раз в день задавать себе вопрос: «Чего я сейчас действительно хочу?»

«Часто мы оказываемся приписанными к своей работе и забываем, кто мы есть на самом деле, — комментирует Леонид Кроль. — В то же время человек, узнавший, чего он хочет в данный момент, выходит на другой уровень: он сам формулирует вопросы и отвечает на них, становясь хозяином самому себе».

Второй способ постоянно держать связь со своим внутренним миром — включить в окружающее пространство вещи, не имеющие отношения к работе. Это могут быть фотографии близких на рабочем столе или любимая книга, спрятанная в одном из его ящиков, — то, что позволит на время забыть о профессиональных проблемах.

«Мир пытается завоевать человека, — говорит Леонид Кроль, — а мы таким образом словно бы ставим себя и свою мечту выше моря проблем, бушующего вокруг».

Комментарии
Читать также
Работа с аппетитом: как Дмитрий Зотов заново изобрел пиццу и стал миллионером
Они не ищут работу мечты, а создают ее там, где работают: как ведут бизнес в Японии
На работе как дома: почему позитивная рабочая культура более продуктивна

Об эмпатии, участии и заинтересованности