«Миллионы вложили, а раздали бесплатно!»: как начать бизнес в Европе и Азии

Про китайскую кремниевую долину, швейцарские законы и японские маски

Масштабирование бизнеса ― одна из основных целей любой компании, особенно, если речь идет о выходе на международный рынок. Однако, многие бизнесмены задаются вопросом о том, с чего начать и что важно учитывать в азиатской стране или наоборот ― в европейской? В чем главная разница между этими направлениями развития бизнеса, и как не допустить роковых ошибок? Ответы на эти и другие вопросы с комментариями экспертов ― в этом материале.

Мороженное со вкусом перца

Азиатский рынок уже давно стал перспективным направлением для развития бизнеса, особенно, в условиях нынешней непростой ситуации в мире. По словам специалиста Школы управления «Сколково», Олега Ремыги, одним из определяющих достоинств китайского рынка стал его масштаб, а также экономическая ситуация Поднебесной в целом.

Китайская экономика — вторая в мире по обменному курсу валют и первая по паритету покупательской способности. В стране самое многочисленное население в мире, а платежеспособный средний класс превышает 450 млн человек.

Ежедневно в стране появляется до 10 тыс. новых компаний, и любой новый продукт или ниша обзаводится аналогами с огромной скоростью. При этом, панорама запроса тоже весьма широкая. Так, Китай насчитывает около 300 тысяч миллиардеров, что говорит о высоком спросе на товары класса люкс, но в то же время востребованы будут и недорогие, но качественные товары при условии хорошего позиционирования. Китайский потребителей не удивляют никакие эксперименты вроде чипсов с клубникой или мороженного с перцем, в то же время стоит учитывать предпочтения каждого региона, а также предпочтения наиболее популярных инфлюенсеров или блоггеров, которые рекламируют тот или иной товар онлайн, в стримах, тем самым многократно повышая его популярность.

В целом в Китае определяющее значение имеют цифровые каналы, медиа и маркетплейсы. Однако, если речь о крупном бизнесе, приходится учитывать политические факторы и предпочтения коммунистической партии страны. Возможно, отчасти поэтому китайский рынок сфокусирован на малом и среднем бизнесе, предоставляя развитую инфраструктуру электронную коммерцию и возможность трансграничной торговли.

Страна активно развивается в сфере инноваций, а потому в ней уже создана широкомасштабная экосистема для стартапов. Объем рынка венчурного капитала, уровень технологического развития, в частности, лидерская позиция в секторе разработки ИИ, специальные экономические зоны для компаний с иностранным капиталом и технопарки для международных стартпов превращают Поднебесную в перспективную альтернативу Кремниевой долине. Кроме того, в Китае можно найти и специальные экономические зоны с отдельной инфраструктурой для иностранных компаний.

Как отмечает, Дмитрий Волошин, сооснователь и СТО Preply, главная особенность этого рынка — закрытость. IT-проектам эксперт рекомендует заручиться поддержкой китайского партнера, который возьмет на себя юридические формальности.

О тонкостях работы в Японии президент и CEO Shiawasedo Inc., Артур Шомахов рассказывает так:

«Мы первый тираж масок сделали и фактически весь его раздали. Миллионы вложили, а раздали бесплатно. “Вот посмотрите, вам нравится или не нравится?” Пока ты не завоюешь имя, ты в Японии никому не нужен, никто с тобой работать не будет. Убеди нас, что с тобой можно иметь дело, — это основополагающая фишка внутри японского рынка. Деньги здесь не значат ничего, а вот связи, имя, история — это все. Если вы будете создавать товар только для одной страны, только для одного государства, то рано или поздно эта история будет конечна. Мир сегодня глобален. Если вы стоите на старте, то ориентируйтесь на международный рынок сразу».

Дмитрий Волошин добавляет, что, по его опыту, наиболее платежеспособная аудитория ― это японские клиенты. В Японии  рынок похож на европейский больше, чем в других азиатских странах, однако могут возникнуть сложности в культурном плане, так как культура и привычки жителей этой страны значительно отличаются от российского или европейского менталитета. Так, японские инвесторы предпочитают общаться только через агентство, связаться с ними напрямую невозможно.

Эксперт выделяет в отдельный пункт Индию, куда смело можно заходить с англоязычной версией сайта, чего нельзя, например, сказать о Китае. К тому же, это вторая после США страна по количеству англоговорящего населения (более 120 млн человек).

«Во многих азиатских государствах бизнес-сообщество довольно консервативно. Например, в Корее предприниматели стараются не работать с «чужаками», никогда не общаются по бизнес-вопросам в мессенджерах и очень заботятся о том, чтобы создать благоприятное впечатление о себе», ―добавляет Дмитрий Волошин.

Часы и кантоны

Для тех, кому Европа ближе, чем Азия, эксперт предлагает присмотреться к бизнесу в Швейцарии. Несмотря на узкий рынок и высокий ценник входа, швейцарский рынок надежен, как швейцарские часы: высокий ВВП на душу населения, стабильная валюта, есть инфраструктура, доступ к производственным мощностям и транспорту, а также лидерство в технологическом секторе. Так же, как и в ОАЭ, здесь сконцентрированы high-net-worth individuals и востребованы компании, которые предоставляют услуги по управлению и инвестированию капитала.

Сам процесс запуска бизнеса простой и прозрачный и занимает меньше месяца. Однако, перед этим стоит внимательно изучить законы и порядки того кантона, в котором вы собираетесь его запускать, так как страна разделена на 26 кантонов, в каждом из которых своя юридическая система, список приоритетных отраслей, налоговый режим и размер налогообложения, который варьируется от 1 процента до 10.

Если ваш бизнес связан с люкс товарами, услугами по управлению капиталом, финансовым сектором, гостиничным бизнесом, фарминдустрией или коммодити, то Швейцария точно сможет стать хорошим трамплином для развития в Европе, а эти отрасли в стране приоритетны.

Кроме того, в процессе вывода бизнеса в Европу важно обзавестись правильными знакомствами.

«На незнакомом рынке никуда без личного представителя компании. Найти человека в чужой стране, которому можно не только доверять, но и делегировать массу полномочий в принятии решений — от переговоров до найма бухгалтера и сотрудников, не так просто. В Польше мне повезло — там оказался человек, уже работавший у меня ранее директором магазина, а в Германии и Латвии первый опыт оказался неудачным — какая-то активность была заметна, только когда я сам приезжал на место. Это очень похоже на взаимоотношения с удаленным работником, но цена бездействия представителя на порядок выше», ― вспоминает российский бизнесмен и основатель стартапа Ridero Александр Касьяненко.

Таким образом, как европейское, так и азиатское направление обладает рядом нюансов, как культурных, так и экономических, и, для того, чтобы с ними разобраться, необходимо исходить из того, что из себя представляет ваш бизнес и ваши рабочие цели за рубежом. Внимательные анализ вашего товара и выбор государства, тщательная, желательно долгосрочная, подготовка и способность к дипломатической и профессиональной гибкости ― вот три основных кита для вашего будущего успеха в Европе или Азии.

Комментарии
Читать также
Масштаб лидера: почему конференцию Enterprise Agile Russia нельзя пропускать
Танцующая экономика: почему перспективы Индии могут удивить

Про работу над ошибками, щедрых инвесторов и соревнование с Китаем