Место силы: почему культура стартапов США впечатляет

Про «окна возможностей», амбициозных студентов и не менее активное государство

Трудно не согласиться с тем, что несмотря на активное развитие технологий в странах Европы и Азии, Соединенные Штаты Америки по сей день остаются лидером среди самых благоприятных регионов для развития стартапов. О том, как штаты делятся по сферам деятельности, какие цифры могут удивить и почему пандемия стала «золотым временем» для американских единорогов ― в этом материале.

Пир во время чумы

Согласно аналитическому отчету Global Startup Ecosystem за 2020 год, наиболее эффективна почва для развития таких проектов в Кремниевой долине и Чикаго, а в топе 20 городов присутствуют Бостон, Лос-Анджелес, Остин, Сиэтл, Вашингтон и Чикаго.

В списке мировых единорогов, как минимум 376 из 743 проектов одом из США.  А три американских проекта ― Stripe, SpaceX и Instacart ― входят пятерку лидеров этого рейтинга. 15% от числа всех мировых инкубаторов (около 10 тыс.) также принадлежат США.

Непростой для бизнес-сферы период пандемии оказалась на редкость успешным для сферы стартапов. Так, по словам Павла Фролова, основателя и продюсера «Роббо», данные PitchBook и Национальной ассоциации венчурного капитала говорят о том, что в 2020 году инвесторы вложили в американские стартапы 156,2 млрд долларов, а начинающие предприниматели в среднем «богатели» на 428 млн долларов ежедневно. Но такие вложения более, чем оправдали себя, так как, по итогам года, стартап-индустрия США сгенерировала около 290,1 млрд долларов.

Эксперт добавляет, что количество новых компаний в США выросло с 3,5 млн в 2019 году до 4,4 млн в 2020 году. В общей суме рост составил 24%, в то время как в Великобритании этот показатель насчитывает только 9%, а в Китае ― сводится к нулю. Всего в Штатах в 2020 году насчитывалось 31,7 млн малых предприятий, из которых 6723 являются стартапами.

«Около 7,1% стартапов США работают в сфере финтеха. Популярен инновационный бизнес, связанный со здравоохранением (6,8%), искусственным интеллектом (5%), играми (4,7%), рекламными технологиями (3,3%) и сектором EdTech — 2,8%», ― уточняет эксперт.

Цифровое образование привлекло почти на 30% больше инвестиций в связи с необходимостью перехода на удаленное обучение. Большое внимание инвесторов привлекают финтех-решения, что связано с развитием метавселенных и новой цифровой реальности вообще, особенно, в связи с необходимостью быстрого апгрейда финансовых инструментов. Кроме того, не первый год популярны инвестиции в проекты, основанные на AI, нейросетях и mental health. В 2020 AI-компании подняли $33 млрд инвестиций.

Маленький большой бизнес

Отчасти подобной ситуации способствует особая экосистема и ряд государственных программ. Например, ещё в период правления Барака Обамы была разработана одна из таких программ, предлагающих весьма комфортные условия для запуска будущих единорогов ―  International Entrepreneur Parole Program.

«Университеты — настоящие места силы для молодых и талантливых команд. Вузы могут инвестировать в стартапы, финансировать исследования, администрации разных штатов заинтересованы в привлечении стартапов и много для этого делают. Один из ярких примеров такой работы — университет Техаса в Остине», — поясняет Алексей Постернак, директор по финансам и инвестициям «Центра искусственного интеллекта МТС», член АССА.

Иными словами, стартап-культура возведена в абсолют и активно поддерживается множеством венчурных капиталистов, бизнес-ангелов и фондов, которые, в свою очередь, сотрудничают со школами и вузами, чтобы поддержать начинающих специалистов и их перспективные идеи.

«В 2018 году они временно перестали действовать, а с мая 2021 года снова вступили в силу. Это разрешение развивать стартап в Штатах в течение 2,5 лет (после можно продлить его еще на 30 месяцев), которое получают фаундеры с долей в проекте от 10%. Шансы на такое разрешение повышаются, если проект получил деньги от американского инвестора или правительственный грант», — рассказывает Виталий Александров, CEO Food Rocket в США.

Cреди других государственных программы поддержки предпринимателей малого бизнеса ― Small Business Technology Transfer (STTR) и SmallBusiness Innovation Research (SBIR). Однако, чтобы получить такую поддержку, компания должна располагаться и осуществлять свою деятельность на территории США, больше 50% ее капитала должно принадлежать резидентам США, а количество сотрудников не может превышать пять сотен человек.

Преимуществом такого финансирования в том, что государство не требует никакой доли в бизнесе. На первом этапе финансирование получают примерно 20% заявленных проектов, чуть меньше половины из них в итоге переходит на вторую ступень, где уже есть возможность получить безвозмездный грант до миллиона долларов США.

Путеводитель по штатам для стартаперов

Среди городов, в которых лучше всего стоит запускать стартапы, эксперты выделяют Нью-Йорк, в котором сосредоточены нужные денежные вложения, огромное количество бизнес-акселераторов и инкубаторов (наиболее известный из них институт Нью-Йоркского университета Политехнический институт «Nyu-Poly»); техасский инвестиционный фонд «Austin Ventures», имеющий капитал 4 млрд долларов; инкубаторы в Северной Каролине: «Research Triangle Park» и «LaunchBox Digital»; акселератор-стартап «TechStars» в крупнейшем учебном заведении штата Колорадском университете города Боулдера. Хорошей базой располагает и штат Массачусетс (Бостон), замыкающий тройку городов-лидеров по инвестициям.

В Техасе находятся штаб-квартиры Oracle и Tesla. К тому же, в этмо регионе низкая стоимость жизни и отсутствует подоходный налог.

В Нью-Йорке предприниматели могут рассчитывать не только на защиту личных активов и отсутствие двойного налогообложения, но и на дополнительные стимулы и финансирование. Например, в ответ на пандемию управление энергетических исследований и разработок штата Нью-Йорк запустило программу BRIDGES, с возможной поддержкой до 10 млн долларов.

Массачусетс не только объединил два университета, входящий в топ лучших в мире по уровню образования (Гарвард и Массачусетский технологический университет), но и стал лидером технологического сектора США, получив этот титул за вклад в исследования и разработки, а также за крупные инвестиции в человеческий капитал.

Калифорния предоставляет молодым бизнесменам соседство с такими гигантами, как Apple, Google и Hewlett-Packard. По словам директора по Северной Америке компании Sarafan Technology, Ксении Широковой, юридическая система штата Деловер и низкие налоги объясняют, почему более 60% компаний из списка Fortune 500 инкорпорированы именно здесь.

В Лос-Анджелесе находятся крупнейшие киностудии, поэтому там успешно развиваются стартапы, связанные с кино, креативом, дизайном.

В Майами активно развиваются стартапы в области фитнеса и здравохранения. Этот регион еще называют испаноязычной финансовой долиной, так как многие предприниматели ― выходцы из латинской Америки.

В Сиэтле, на родине Starbucks, находятся штаб-квартиры многих корпораций, в частности Microsoft и Amazon. Сейчас в этом штате в основном концентрируются стартапы, которые работают с ритейлом и электронной коммерцией.

«Условия для ведения бизнеса отличаются системой налогообложения в определенном штате и правилами отношений между сотрудниками и компанией. Из моего опыта, чем более демократичен штат, тем выше налог штата и жестче правила трудовых договоров. Компания помогает разрабатывать веб-сервисы и мобильные приложения, большая часть ее клиентов — американские компании и стартапы», ―

отмечает

Андрей Кудиевский СEO и основатель Distillery Tech.

Важное окошко


В США отлично

налажена система краудфандинга, в рамках которой инвесторы авансом финансируют ваш проект, чтобы в будущем получить какие-то привилегии или, собственно, сам продукт. Основными краудфандинговыми платформами являются Kickstarter, Product Hunt и Indiegogo. Чтобы получить финансирование, нужно разместить на сайте подробное описание своего проекта и указать конкретную сумму, требующуюся для реализации.

По статистике, ежегодно полторы тысячи новых проектов получают финансовую поддержку от венчурных инвесторов, более пятидесяти тысяч – от «ангелов». Причем, инвесторы финансируют один стартап из 400, а «ангелы», как настоящие ангелы – один из 40 – разница огромна.

Чтобы на новый проект откликнулись серьезные инвесторы, безусловно, необходимо суметь представить грамотный менеджмент продукта, включающий бизнес-план, сметы, квалификация и опыт предпринимателей.

Не менее важно суметь четко продемонстрировать собственное window of opportunity – понимание «окна возможностей»: рынка, потребителей, поставщиков, спроса и так далее.

Комментарии
Читать также
Масштаб лидера: почему конференцию Enterprise Agile Russia нельзя пропускать
День святого Валентайна: правдивые легенды венчурной культуры США

Про уникальную смелость, крупнейший рынок планеты и ДНК звездной команды