Мертвые души: как правильно мотивировать команду в условиях кризиса

Про эмбарго на токсичные разговоры, миссию лидера и магию психологии

Нестабильное и сложное кризисное время способно деморализовать команду и лишить её мотивации, а это, в свою очередь, значительно скажется на эффективности работы и достижении результата. Сегодня SharesPro рассказывает, как эффективно поддержать своих сотрудников и найти новые источники ментального ресурса для продуктивного бизнеса.

Самооценка

Психология человека устроена так, что в стрессовой ситуации мы сильнее нуждаемся в родительской роли, в человеке, на которого можно опереться, который уверен в себе, спокоен и знает, как действовать. Именно поэтому в периоды кризиса на руководителя компании накладывается особая роль ― ключевая роль в том, как переживет трудности главная опора бизнеса, то есть ― команда.

«По отношению к прошлому происходит горевание и идеализация («солнце светило ярче», «трава была зеленее»), а плохие моменты забываются. По отношению к будущему человек испытывает колоссальный страх, который приводит к ступору или агрессии в настоящем.

Чтобы выбраться из этого состояния, нужно отрефлексировать прошлое, сделать из него ресурс, капсулировать важные и полезные знания и переживания. С точки зрения взгляда на будущее главное — открытость и вариативность», ― рассуждает Виктория Шаманская, эксперт по развитию эмоционального интеллекта, сооснователь проекта SKILLFOLIO.

Если сотрудники знают, что их ценят и на них рассчитывают, то сплачиваются вокруг руководителя и готовы работать на результат, выдвигать инициативы, которые могут оказаться крайне полезными в кризисные времена.

Лучше всего подойти к этому вопросу централизованно: выпустить пресс-релиз для команды на портале или выступить с речью о текущей ситуации. Так ваша команда не будет чувствовать себя в шлюпке посреди шторма в океане и обретет опору.

Хорошо, если встречи-обсуждения станут регулярными, и ваши сотрудники будут оперативно получать информацию о том, как на данный момент обстоят дела в компании. Это уменьшит вероятность ложного доверия слухам.

«Миссия лидера — быть поддержкой и опорой для подчиненных. Но чтобы топ-менеджеры сами почувствовали себя уверенней в непростой ситуации, им стоит скорректировать свою работу следующим образом.

Во-первых, временно придется перейти на близкий горизонт планирования и наметить четкий план действий: выручка не в квартал, а в режиме онлайн, планирование ресурсов не на год, а исходя из поступлений средств и обязательных платежей, тактические действия вместо стратегии, поддержка усилий персонала вместо критики, выявление узких мест в бизнес-процессах и поиск оптимальных решений, как от них избавиться», ― отмечает HR-директор Fix Price Антон Максименко.

Однако для того, чтобы дать своим сотрудникам какие-то гарантии, нужна подготовленная база.

Якоря и маяки

В этой связи, в условиях жестких бизнес-ограничений, стоит пересмотреть цепочки поставок, создания стоимости, технологические цепочки, а также модели присутствия на международном рынке. Среди перспективных иностранных рынков для развития ― Индия, крупнейшая англоговорящая страна мира, где в последние восемь лет активно реализуются экономические реформы путем значительной либерализации экономики и облегчения условий ведения бизнеса для зарубежных компаний. По некоторым прогнозам, ВВП страны достигнет $5 трлн к 2025 году, что приблизит Индию к Японии по этому показателю, а к 2030 году ВВП может достигнуть $8 трлн. Этому способствует рост числа трудоспособного населения и внушительный инженерный кластер.

Помимо традиционных золото- и алмазодобывающей индустрий в экономике страны активно развиваются ориентированные на глобальный рынок автопром и фармацевтика.

Шесть из десяти самых быстрорастущих экономик в мире находятся именно на Африканском континенте, а столица Нигерии, Лагос, по оценкам экспертов в этом столетии станет самым густонаселенным городом мира, вот почему Африку можно назвать вторым перспективным направлением для бизнеса.

Следующий приемлемый вариант ― Иран, уже не первое десятилетие поддерживающий стабильную торговлю в условиях санкций. Несмотря на ограничения со стороны США и отстающую инфраструктуру, Иран обладает высоким потенциалом и имеет все шансы в течение двадцати пяти лет войти в пятнадцать ведущих экономик мира. Основные секторы роста в стране — розничная торговля, розничные финансы, цифровая экономика, а также автопром, как маркер хорошей диверсифицированности страны: Иран производит больше автомобилей, чем Италия.

Для того, чтобы в определенной степени вернуть в рабочую атмосферу ощущение контроля, можно использовать различные инструменты планирования, однако, не всегда в принудительной форме, потому что у многих сотрудников зачастую существует индивидуальная система индивидуальных рычагов давления, и в этом смысле альтернативы руководства не всегда оказываются более полезными.

По данным РБК, наиболее распространенным инструментом служит постановка задач в корпоративных системах (57%). 24% работодателей обязывают сотрудников вести онлайн-календари в открытом доступе, 9% — настаивают на ежедневном предоставлении плана работ.

Мнение самих сотрудников на этот счет остается неоднозначным: такая система работы с одной стороны может сделать рабочий процесс более продуктивным, но с другой тормозит его из-за лишней волокиты с документацией. Это легко подтвердить комментариями самих сотрудников:

«Корпоративная система позволяет успешно сочетать выполнение долгосрочных и краткосрочных задач».

«Они позволяют оставаться высокоэффективным и вне офиса».

«Не важно, в каком виде ставятся задачи, — главное, чтобы руководитель адекватно оценивал текущую ситуацию и потенциальные возможности для их выполнения».

 «Главное — не злоупотреблять, не превращать планирование в жесткий контроль».

«Ежедневно вместо реальной работы тратишь время на выдумывание и расписывание ежеминутных дел».

Формула психологического комфорта

А вот несколько советов от операционного директора креативного агентства Милы Кретовой:

«Попросите коллег воздерживаться от обсуждения политики в офисе и не демонстрировать свои политические убеждения, какими бы они ни были. Офис — нейтральное пространство. Расскажите сотрудникам, какие шаги предпринимает компания, чтобы справиться с ситуацией. Неопределенность — враг работоспособности. Расскажите честно, с какими сложностями придется столкнуться. Не отменяйте планерки, отчетность и другие привычные рутинные дела. Рутина успокаивает и стабилизирует. Найдите, кому вы можете помочь прямо сейчас. Мы все сейчас выиграем от сотрудничества и взаимопомощи».

Профессор бизнес-практики Московской школы управления СКОЛКОВО, Елена Витчак, говорит о формуле «психической устойчивости», суть которой заключается в сочетании социальной позитивности и культурно-образовательного багажа.

Первый компонент состоит из перманентной живой коммуникации. Это поддержание хорошего фона, разговор о чем-то нормальном, празднование каких-то маленьких побед и так далее.

Культурно-образовательный багаж состоит в поддержании возможности общаться на позитивные темы, волонтерства. Руководителю важно продолжать учить персонал. Сейчас особенно важно, чтобы люди занимались интеллектуальным трудом. Можно, например, проанализировать, какие компетенции понадобятся в бизнесе в ближайшее время и сделать упор на них.

Директор по развитию человеческого капитала Сергей Спасов рассказывает, что в его компании запустили группы, где люди справляются со своей тревожностью с помощью коучей, и эта инициатива получила большой отклик. Кроме того, был организован психологический сервис с доступом к материалам по работе с тревожностью и стрессом. Там же можно будет получить онлайн-консультацию психолога и проработать свои личные запросы.

Комментарии
Читать также
Время ― золото: оправдан ли интерес к материальным инвестициям прямо сейчас
Искусство перевоплощения: почему российская косметика становится серьезным конкурентом зарубежных брендов

Про грязь из Тюмени, Черную Москву и биотопливо