Крестный отец: что такое авторитет, и сколько он живет

Про умение общаться, ходить по комнате и просить о возражениях

«Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит», ― написал в своем дневники русский писатель Лев Николаевич Толстой. В каком-то смысле, именно так и создается авторитет ― через призму взгляда окружающих людей на вас, как на личность, в профессиональной или личной сфере. Но отчего конкретно зависит авторитет, и почему он не приходит вместе с должностью? Легко ли его потерять, и как сделать так, чтобы не потерять его никогда? Ответы на все эти вопросы ― в этом материале.

Индивидуальная миссия

Можно сказать, что авторитет ― это искусство оказывать влияние, первопричина вашего социального успеха. Нельзя отрицать, что он напрямую связан с вашей профессиональной компетентностью. В то же время, это вопрос психологии взаимодействия с другими людьми.

Саймон Синек в своей книге о феномене лидерства «Начни с вопроса Почему» пишет, что авторитет определяет то, во что верит лидер.

«В любой профессии, как и в жизни, каждый человек реализует некоторую «ИНДИВИДУАЛЬНУЮ МИССИЮ». Именно она и содержит в себе ключевые вопросы о ценностях. Предлагаю Вам потренироваться прямо сейчас. Ведь три вопроса лидера может задать себе каждый.


1.      WHY? – Зачем, ради чего я выбрал именно эту профессию для себя? Какую ценность я создаю для себя на этой работе/ в этой профессии? Какую ценность я создаю для других в этой профессии/ в этом деле / на этой должности?

2.      HOW? – Как я создаю ценность для себя и других людей?

3.      What? – Что именно я делаю.


Обратите внимание, что вопрос о том, что именно Вы делаете, является последним. Он – следствие предыдущих ответов. Люди будут Вам доверять, если они разделяют Ваши ценности и принципы, вне зависимости от того, что именно Вы делаете, на какой должности находитесь или в какой профессии», ― отмечает психолог Римма Казимова.

От первоначала до вечности

«Авторитет основывается на том, как вас воспринимают другие внутри конкретной социальной системы и только в ней», ― утверждают Джек Вуд и Алексей Улановский из Школы управления «Сколково». ― «Авторитет вам даруют не только ваш босс и акционеры, но и ваши коллеги и подчиненные. Они же могут деавторизовать вас. Осознанно или неосознанно усомниться в ваших полномочиях, оспорить вашу позицию или обесценить в глазах других, что не позволит вам выполнить вашу первичную задачу».

Эксперты разделяют авторитет на «первоначальный» (primal) и поддерживаемый (sustaining). В первом случае мы говорим об определенном образе, который вы создаете изначально. Это происходит как через интеллектуальную подачу (проявление инициативы, активность и общительность), так и через физическую ― громкий голос, широко расставленные ноги, разложенные вещи, активное хождение по комнате и так далее).

Во втором случае речь идет о долгосрочной перспективе, когда между руководителем и командой возникает постоянный психологический контакт, негласное соглашение о заботе и защите. Но главным гарантом долгосрочного авторитета всегда выступает доверие, которое может быть достаточно хрупким, и в случае его разрушение, разрушается и авторитет.

Потерять авторитет очень легко, причем, в некоторых случаях, это происходит именно из-за попыток его укрепить. Например, доминирование властью через ссоры с командой, давление и повышение голоса, самообман, празднословие вместо дела и отказ анализировать собственные эмоции и реакции (в том числе, когда на это указывают другие люди). Ваш фокус должен быть не на себе, а на команде ― это про тот самый психологический контакт.

Ещё один триггер ― нежелание идти вперед из-за страха или замешательства. Это большая ошибка. Разумеется, в жизни каждого проекта или бизнес-компании бывают ситуации, когда земля уходит из-под ног, и хочется выйти с этой планеты. Но важно помнить, что даже сомнения могут быть вашим «топливом». Вот, что об этом пишут эксперты:

«Сомнения необходимы для адаптации, если их исследовать. Сомнения содержат информацию. Они маркируют то, как мы меняем направление».

Помните, что ваши чувства и эмоции неизбежно транслируются вашим сотрудникам и кардинально меняют атмосферу в коллективе. Если лидер становится тревожным, то он получает вокруг себя тревожную команду, тревожный бизнес и тревожные результаты.

Команде важны результаты, а вот их отсутствие в совокупности с неясным взглядом на будущее, слабой коммуникацией и отсутствием мотивации приводят к массовому выгоранию.

Отсюда можно вывести несколько простых правил, которые могут помочь не только приобрести надежный авторитет среди ваших коллег, но и сохранить его даже в кризисный период.

Разговоры, шутки и немного ответственности

Во-первых, авторитет ― это про ответственность, особенно, в сложные моменты, когда никто не решается взять на себя руководящие обязанности, а также про заботу, умение быть внимательным к чувствам других людей, уметь делегировать, если это необходимо, и поддерживать сотрудников в их успехах.

Во-вторых, это про умение разговаривать: убедительно, открыто и честно, а ещё ― про умение слушать и слышать. Иметь свою позицию и уметь изложить её в четких и ясных идеях ― очень ценно в этом контексте.

В этой связи может быть интересна позиция Джослин Дэвис, консультанта в сфере корпоративного обучения, о которой она рассказа в своей книге «Искусство мягкого влияния: 12 принципов управления без принуждения»:

«Столкнулся с возражением? Давай, убей его! Те, кто умеет влиять на людей, знают, что это неправильный подход. Они понимают: лучше отреагировать неожиданно, преодолев свою естественную реакцию на нападение. Вместо того чтобы захлопнуть дверь, они, напротив, шире распахивают ее. Когда им возражают, они прежде всего побуждают собеседника делать это активнее.

Побуждать — значит словами, тоном и языком тела давать понять, что вы хотите услышать больше. Это не анализ вопроса, а нечто совершенно другое. Это не означает, что вы должны соглашаться. Ваша цель — донести до собеседника, что он может разговаривать с вами, свободно делиться своими мыслями и чувствами».

Убедительность же строится на стратегическом мышлении и умение демонстрировать эрудицию, широкий кругозор и экспертное мнение. Таким образом, вы сможете сформировать небольшие коалиции доверия, которые смогут стать надежной опорой в непростые времена, и регулировать степень вашего авторитет у остальной части команды.

Ну и, конечно нельзя забывать про шутки. Юмор ― не только показатель ума и оружие против выгорания и негатива, но и возможность расслабиться на пару минут среди напряженного рабочего дня и сохранить энергию.


Комментарии
Читать также
Серьезный юмор: как успешно шутить на презентации
Дорога из кленовых листьев: как и зачем бизнесмены переезжают в Канаду

Про поддерживающие письма, тренд на цифры и удобный английский

«От хорошего к великому»: как стать лидером нового поколения
Как это понимать: решаем проблемы российского бизнеса в КНР

Про хитрый отказ, вопрос уникальности и сердечную дружбу