Химик среди поэтов: в чем секрет успешных выступлений на публике

Про коварную непринужденность, мимику Трампа и смещение фокуса

С древних времен ораторское искусство — ключ к управлению умами и победам в бескровной войне. В наши дни умение красиво и правильно доносить свою мысль — не просто важный социальный навык, но и определяющий инструмент в процессе ведения бизнеса, от которого напрямую зависит конечный результат. Сегодня — о том, как научиться общаться с публикой при любых обстоятельствах.

Страх публичных выступлений является одной из форм социальных фобий. В научной литературе такой страх называется глоссофобией. В дословном переводе с греческого языка слово glossophobia означает «боязнь языка».

Любой страх возникает в том случае, когда мы не можем контролировать какие-либо аспекты нашей жизни. Например, люди часто боятся летать на самолете, потому что они находятся высоко над землей, в замкнутом пространстве, совершенно не зная, что делать в случае опасности. Следовательно, для преодоления страха нужно взять ситуацию под контроль и обрести уверенность в своих силах.

Фобию запускают три основных триггера:

Неизвестность

Когда ситуация нова для нас, мы не можем ее контролировать, потому что не знаем, чего ожидать. Неизвестность запускает панику из-за отсутствия контроля.

Риск

Чем выше цена провала публичного выступления, тем сильнее боязнь: на важной презентации или переговорах мы боимся забыть, как называется сложное понятие, или не ответить на каверзные вопросы. Риск потерять авторитет, завалить результаты сложной работы запускает страх даже у опытных спикеров.

Внешние обстоятельства

В состоянии волнения мы остро реагируем на внешние раздражители, которые в комфортной ситуации даже не заметили бы: звонок мобильного телефона, чей-то смешок, кашель, резкий шум за окном, смена конференц-зала, задержка начала выступления и так далее — любая мелочь может стать триггером тревожной реакции.

Неудачные публичные выступления топ-менеджеры воспринимают болезненно, сравнивая плохой спич с помятым костюмом. Чаще всего цель бизнесменов, которые обращаются к бизнес-тренерам, — не уметь выступать на международном уровне, а быть убедительными на более обыденных мероприятиях: советах директоров, заседаниях членов правления, переговорах с партнерами и даже обычных совещаниях с подчиненными.

В то же время западная практика ведения переговоров требует определенной расслабленности, умения общаться непринужденно, но по делу, а это требует высоких навыков дипломатии.

Обычно в шорт-лист практики для публичного выступления входит образ поведения на сцене, управление собственным психологическим состоянием, настрой на выступление, выразительные жесты, визуальный контакт с публикой, запоминание тезисов выступления, управление аудиторией, даже умение непринужденно листать слайды.

Однако совсем не бояться публичных выступлений тоже плохо, так как волнение и выброс адреналина — непременные спутники заинтересованного и воодушевленного оратора. Адреналин «зажигает» спикера, помогает поймать нужную волну и заразить свою аудиторию интересом к выступлению. Волнение — отличная мотивация подготовиться, выложиться перед аудиторией на 100%.

Адреналин — стимулятор для выступающего, но в слишком больших дозах он парализует человека, лишает воли. Перерождение волнения в панику становится настоящей проблемой, способной испортить карьеру и навредить репутации, поэтому так важно взять ситуацию под контроль.

«Первые несколько слов для большинства людей — самые сложные, и всё потому, что большинство из нас в школе не обучали навыкам непринужденной беседы (small talk). К слову сказать, в Англии без этого умения невозможен карьерный рост: чтобы претендовать на повышение, одного профессионализма мало, нужно также быть открытым, легким в общении и вызывать доверие окружающих», — рассказывает директор центра обучения Presium Education Александр Сычев.

Эксперт советует не начинать выступление с громких, пусть и абсолютно обоснованных, цифр, потому что такое начало только отдалит вас от слушателей. Важно помнить, что именно в первые минуты вашего выступления слушатели решают, стоит ли отвлекаться от своих смартфонов.

Не стоит быть формальным настолько, насколько этого требует наш менталитет и советское прошлое. Разрешите себе быть по-западному раскованным: несколько слов о погоде, футбольном матче или одна забавная шутка. Чаще всего звездные спикеры выбирают «корпоративные» шутки, то есть с юмором комментируют какую-либо всем известную ситуацию на работе. В этом случае вам будет намного легче жонглировать вниманием публики, вести интерактивное общение и начать отвечать на неудобные вопросы, которые могут поступить в любой момент.

Еще один важный пункт — метафоры. Однако использовать их нужно с осторожностью, потому что эффект может быть как удачным, так и смешным и даже провальным.

«Говорят, образная речь — хороший инструмент в руках маркетологов и менеджеров по продажам, с ее помощью можно в чем-то убедить, что-то продать, объяснить необъяснимое. Но, как показывает пример, в руках руководителя она еще и хороший управленческий инструмент», — объясняет Александр Сычев.

Семейный терапевт и психолог Наталия Филимонова приводит несколько советов, которые могут быть полезными, чтобы подготовиться к публичному выступлению морально:

«Будьте готовы к тому, что аудитория может неоднозначно воспринять вашу речь. Это не значит, что собравшиеся критикуют вас как личность: они лишь выражают свое мнение по поводу произносимой вами информации. Отрицательное мнение тоже имеет право на существование. Даже если слушатели с вами не согласны, не стоит расстраиваться. Поднятый вами вопрос задел их “за живое” и подтолкнул к размышлению, что хорошо в любом случае».

Кроме того, психолог отмечает, что строить свою речь нужно таким образом, чтобы вам было удобно ее произносить. Говорите короткими и ёмкими тезисами, между которыми выдерживайте паузу в несколько секунд. Если вы внезапно почувствуете волнение, эти паузы позволят вам подышать и собраться с мыслями. Со стороны это будет выглядеть так, будто вы специально говорите таким образом, чтобы донести до аудитории максимум полезной информации.

Следуйте предыдущему совету даже в том случае, если в обычной жизни вы привыкли говорить быстро. Чем выше скорость вашей речи, тем чаще вы будете дышать. Со временем вы можете почувствовать нехватку воздуха, что может привести к появлению страха и неуверенности в себе. Во время речи лучше произносить меньше слов, но вкладывать в них больше смысла. Если вы будете в спешке подавать много информации, слушатели со временем могут потерять интерес к вашей речи.

Если вы очень переживаете по поводу реакции окружающих, постарайтесь не смотреть им в глаза. Ваш взгляд должен быть направлен над аудиторией, например, на уровне волос собравшихся людей. Время от времени поворачивайте голову, будто бы вы смотрите на людей в разных частях зала. Любопытно, что этот трюк останется незаметным для слушателей, и более того, им будет казаться, что вы обращаетесь к каждому из них лично.

А вот несколько рекомендаций от Энди Молински, коуча, профессора Брандейского университета США и автора книги «Глобальная манипуляция».

Конкретные цели

Когда вы знаете, что нужно сделать, осуществить задуманное проще. Например, поставьте задачу в двух словах высказать мнение на совещании. Скорее всего, вы без труда выполните задуманное и будете гордиться собой.

Помните, что в следующий раз цель должна быть немного сложнее: например, выступить с комментариями дважды. Страх будет постепенно отступать, и через некоторое время вы будете свободно выступать с трибуны и отвечать на вопросы.

Не пренебрегайте тщательной подготовкой

Это уменьшит причины для беспокойства и придаст уверенности. Попросите у организаторов материалы мероприятия или узнайте повестку совещания. Если будет возможность, примите участие в подготовке мероприятия. Это позволит быть в курсе происходящего и ощущать свою причастность. Иногда в начале выступления спикеры впадают в ступор, даже если знают свое выступление наизусть. Составьте план выступления и напишите первые предложения.

«Обсудите со знакомым участником мероприятия вопросы повестки, в которых вы компетентны. Во-первых, вы делитесь с другим человеком мнением, которое вы, возможно, не решитесь озвучить перед большой аудиторией. Во-вторых, собеседник получает возможность обратиться к вам на самом мероприятии, поскольку знает вашу точку зрения», — напоминает эксперт.

Галина Панина, автор и ведущая индивидуальных и групповых тренингов по публичным выступлениям, говорит об этом этапе так:

«Вы смотрели видео, где Дональд Трамп перед выступлением в Конгрессе репетирует речь, сидя в машине? Если нет, не поленитесь, найдите. Обратите внимание: Трамп, а мы его рассматриваем сейчас только как спикера на высоком посту, отрабатывает не просто речь. Он отрабатывает даже мимику. Репетируют все умные спикеры.

Однажды наши французские партнеры рассказывали мне, как они готовили президента Путина к выступлению в Гватемале. Если помните, в 2007 году там проходила презентация стран-кандидатов, которые боролись за право проведения Олимпийских игр. Президент в сопровождении тренера часами ходил вокруг озера, размахивая руками и репетируя. Что бы ни происходило с самим проектом потом, признаю, что речь и выступление были отменными. Поэтому берем телефон, разворачиваем камеру на себя и говорим».

Интересно, что Вудро Вильсон, дважды президент США, на вопрос журналистов о том, сколько времени он тратит на публичные выступления, ответил следующим образом:

«Если мне предстоит речь на 10 минут, я готовлюсь две недели. Если на час — неделю. А если можно говорить бесконечно — готов выступать прямо сейчас».

«Держите лицо», несмотря ни на что

Избегайте слов, которые преуменьшают значимость ваших знаний вроде «плохо в этом разбираюсь», «не совсем уверен» и так далее. Лучше установите визуальный контакт с аудиторией или собеседником.

Знаменитый индийский политик Махатма Ганди придумал, как избавиться от парализующего его страха публичных выступлений. Он научился выражать смысл в коротких, но емких высказываниях.

Не думайте о впечатлении

Прежде всего имеет смысл представить себе вашу аудиторию и попытаться лучше ее понять.

«Визуализируйте, как засидевшаяся невеста жениха, — в красках. Еще важный момент — уровень подготовки аудитории по вашей теме. Кто вы там? Химик среди поэтов или жеребенок среди мустангов? От этого зависит, необходимо ли дать людям азбуку или можно сразу в космос», — отмечает Галина Панина.

Попробуйте сосредоточиться на том, что важно, и не беспокойтесь о том, что думают о вас окружающие. Страх публичных выступлений — один из самых распространенных. Если с боязнью темноты или арахнофобией можно нормально жить, устранив источник страха, то страх перед аудиторией мешает учиться и работать. Поэтому с этим страхом нужно бороться, а значит, смотреть ему в лицо.

Полезно будет перед выступлением сменить фокус. Мысль материальна, поэтому фокус на возможном провале запускает тревожную реакцию, и паника растет как снежный ком. Не допускайте разрушительные мысли в голову, каждый раз перенаправляйте их в позитивное русло.

Сместите фокус с ужасного провала на огромное удовольствие от обмена энергией с людьми. Иметь возможность донести свои идеи публике — большая удача.

Комментарии
Читать также
В полночь карета превращается в тыкву: почему историям успеха нельзя подражать
Быть, а не казаться: как логотип определяет ваш успех
Неродная речь: чем плох корпоративный жаргон

Почему нужно остерегаться большого количество сленга в работе и что такое язык лидерства