«Как здорово, что все мы здесь»: ловушки семейного бизнеса

Про пятилетних предпринимателей, полезные хитрости и тепло общения

Издали семейный бизнес кажется оплотом безопасности и гармонии, однако при более близком рассмотрении становятся заметны те трудности, с которыми приходится сталкиваться членам семьи в процессе выстраивания профессиональных отношений. Что это за трудности, и как сделать так, чтобы лодка любви к родственникам не разбилась о суровый быт бизнеса ― в этом материале.

Дом всегда с тобой

Родственные и близкие взаимоотношения ― это гарантия выручки и взаимопонимания, что позволяет сэкономить время на выстраивание доверительных отношений в коллективе и сразу сосредоточиться на деле. Кроме того, не нужно бояться, что важный сотрудник неожиданно решит уволиться.

Именно общее единение нередко становится единственной опорой для выживания компании в сложные времена. В этом безусловные преимущества семейных предприятий. Об этом, например, пишет российский предприниматель Сергей Устюжанин:

«Ведём совместный бизнес с женой с 2015 года. За один год мы сумели выстроить франшизу своего бизнеса на девяти крупнейших городах, при этом сами мы находимся не в Москве, не в Питере, а в Челябинске.

В последнее время со снижением покупательского спроса начались проблемы с бизнесом и только благодаря поддержке друг друга нам удаётся выстоять: сотрудники поувольнялись, партнеры ушли или не принимают участие. Мы переформатировали бизнес, изменили формат, сократили издержки, адаптировались под новые условия и снова пошли в гору.

Идти дальше нам помогает то, что мы занимаемся тем, что нам нравится, нам не нужно подпинывать друг друга так как каждый сам понимает всю ответственность за общее дело. Нас вдохновляет пример основателей интернет-магазина Wildberries — Татьяны и Владислава Бакальчук.»

Подобной позиции придерживается и основатель Aromaco, Руслан Юдашев:

«Когда создавалась Aromaco, я не мог себе позволить нанимать самых дорогих специалистов на рынке, так как бюджет был ограничен. Но со временем я осознал, что менеджеры плохо продают, а бухгалтера плохо считают. Тогда я решил расстаться с неэффективными сотрудниками и привлечь людей не деньгами, а идеей. Я пригласил в свою компанию друзей и родственников — жену и маму. Преимуществ в подобной модели я вижу гораздо больше, чем недостатков. Ведь на близких можно положиться в тех задачах, которые не всегда доверишь чужому человеку».

Осознавая все недостатки и возможности своих близких, при которых они максимально смогут раскрыть свой потенциал, правильнее создавать такие рабочие обстоятельства, в которых они могут себя вести по-другому, более эффективно для компании, добавляет бизнесмен.

Амбициозные отцы и грустные дети

Разумеется, на подрастающее поколение возлагают большие надежды, но дело в том, что культура бизнес-преемственности в России ещё не сложилась, подобно западной, и находится на этапе зарождения, поэтому некоторых проблем пока трудно избежать.

Так, на этапе начала серьезной профессиональной деятельности наследники фирм сталкиваются с опасно высоким горизонтом ожиданий своих родителей и окружающих людей, неизбежно для них и сравнение с более старшими членами своей семьи и их заслугами. Они должны не только дотянуться до высокой планки, но и установить «новый рекорд».

Кроме того, наследники, как правило, обязано придерживаться той же стратегии управления, которую вели до них: если, например, отец вел тоталитарную политику управления компанией, то изменить условия и остаться на прежней позиции своему сыну или дочери он не позволит. А, чтобы достигнуть этой позиции, зачастую приходится начинать со скромной должности и постепенно, благодаря своему трудолюбию и саморазвитию, а не только родственным связям, продвигаться выше и выше по карьерной лестнице.

Есть и другая крайность: передавая компанию под опеку своих детей, основатель отходит от дел, руководствуясь правилом, что «спасение утопающих дело самих утопающих». И потому нет ничего удивительного в том, что впоследствии дети не могут порадовать родителей высокими результатами работы.

«Важно приучать детей к культуре семейного дела, чтобы они с раннего возраста понимали, что это такое. Важно демонстрировать им примеры других успешных бизнесов, приводить на работу с малых лет. Считаю, что уже в пять лет ребёнок должен четко понимать, чем занимаются его родители»,― делится своим опытом Ладо Шерозии, основатель Laduchi Capital и эксперт европейского бизнеса. ― «Ещё один значимый момент. Время от времени я отвожу своих сыновей в семейные компании и знакомлю детей с их владельцами. Когда они видят, как молодой парень увлечённо продолжает дело своего деда, это очень мотивирует».

Кого бизнес любит больше

Ещё одна проблема ― беспорядок в субординации и конфликты между членами семьи на личной почве.

«В большинстве семейных компаний довольно трудно определить, кто чей начальник и кто конкретно отвечает за определённый участок работы. Иногда кажется, что все руководители. Такой подход только вредит бизнесу.

Лично я советую нарисовать структуру компании и чётко прописать должностные обязанности каждого сотрудника. Пропишите итоговый продукт, который должен производить тот или иной отдел, ответственного, полномочия и обязанности. И в этом случае по структуре все члены команды наглядно увидят, кто и какому отделу подчиняется, какой руководитель нужен каждому конкретному отделу и какая должна выстраиваться взаимосвязь для эффективной работы», ― отмечает эксперт.

Общее понимание должностных обязанностей в компании поможет создать правильную призму взгляда на общее дело у всей команды, и избежать ситуации, когда одна сторона конфликта смотрит на ситуацию с родственной точки зрения, а другая придерживается точки зрения а-ля «дружба-дружбой, а служба-службой».

Личная жизнь человека требует особого уважения, поэтому нерешенные в офисе рабочие задачи и проблемы не должны отражаться на личных отношениях, деловые конфликты ни в коем случае не должны переноситься в семью и наоборот ― об этом важно помнить. Такая политика приведет к четкому разграничению бизнеса и семейных отношений, отчего дело только выиграет. Важно уметь расставлять приоритеты.

«Четыре года назад мы с мужем основали бизнес. С тех пор наделали множество ошибок, которые чуть не привели к разрыву отношений — как в супружеской жизни, так и в бизнесе. Если вы с мужем заняты общим делом, первое, о чем стоит помнить, — не нужно цепляться за угасающий интерес одного из партеров к бизнесу. Бороться стоит только за семью», ― считает Елена Чазова, сооснователь и бренд-шеф сервиса «Ужин дома».

Если же ваши цели и/или методы управления кардинально расходятся, а к компромиссу прийти не получается, возможно, пришло время нанять наемного сотрудника.

Ладо Шерозии добавляет, что профессиональный бизнесмен всегда в деталях прописывает не только свою основную стратегию, но и те сферы, которые не входят в круг его интересов, так это помогает лучше сфокусироваться на главном.

Может возникнуть и такая трудность, как недостаточность глобального мышления, что приводит к осложнению масштабирования семейного бизнеса, потому что руководители слишком глубоко погружены в операционные процессы и пока не собираются выныривать на поверхность. Выход ― делегирование. Найдите доверительного советника, который будет постоянно мотивировать к расширению и масштабированию, возвращая фокус внимания с мелочей на глобальную мечту.

Комментарии
Читать также
Серьезный юмор: как успешно шутить на презентации
Сокровище «лондонского моста»: сколько стоит наследство Елизаветы II
Мини-дамы и мини-господа: как правильно учить ребенка бизнес-этикету

Про путешествие в офис, цифровой имидж и вкусный успех