Как это будет по-русски: рецепт эффективного нетворкинга в бизнесе

Про продуктивных интровертов, число 150 и российский small-talk

Сегодня мобильный телефон ― это маленький портал в гигантскую систему связей и друзей из соцсетей, многие из которых попали туда, благодаря деловым знакомства. В то же время, как показывает практика, большинство таких знакомств могут оказаться совершенно бесполезными, а общение в рамках остальных ― более, чем поверхностным. О том, почему это происходит, и в чем секрет успешного нетворкинга, способного поменять ваше будущее ― в этом материале.

Мир, дружба, дисциплина

Слово «нетворкинг» пришло в русский язык из английского, где оно образовалось путем слияния двух слов: net — «сеть» и work — «работать». В буквальном переводе это «построение сети рабочих контактов». Основная цель нетворкинга — наладить контакты с людьми, которые помогут в решении сложных задач в жизни или бизнесе.

В основе нетворкинга лежит теория шести рукопожатий, предложенная психологом Стэнли Милгрэмом и социологом Джеффри Трэверсом. Согласно этой теории, каждый человек может быть знаком с любым другим человеком в мире в среднем через шесть других людей.

Директор по маркетингу и развитию бизнеса Адвокатского бюро КИАП, Церен Савгуров отмечает, что предубеждение о том, что нетворкинг ― удел сверхобщительных экстравертов ― это всего лишь предубеждение, потому что зачастую даже умение внимательно слушать способно помочь не только принять активное участие в какой-либо продуктивной деловой дискуссии, но и повысить вашу компетенцию и стимулировать активный карьерный рост.

Эксперт утверждает, что ключевым фактором продуктивного нетворкинга становится вовсе не способность к общению вживую, как таковая, а дисциплина. Так, вместо того, чтобы собирать коллекцию визиток и потом методично терять, забывая людей и события, имеет смысл сразу установить микроконтакт, например, в мессенджере, и тем самым создать тот «узел», который, если пройдет много времени, позволит вашему собеседнику вспомнить, кто вы, и сразу войти в доверительный формат общения:

«В этом сообщении фиксируем место встречи, благодарность за диалог (важно сделать отсылку к тому, что вы обсуждали), повод для будущих коммуникаций («пришлю решение суда»), имя и контакты. Когда пройдет время (иногда много времени) и вы захотите возобновить общение с человеком, история переписки поможет ему быстро вас вспомнить и войти в прежний доверительный формат общения. Следуя этому правилу, вы упрощаете работу и себе. Когда вам понадобится вернуться к контакту, например с деловым письмом, то вы легко сможете указать на обстоятельства знакомства, тем самым спасая письмо от попадания в спам».

В то же время это не означает, что подобных контактов в вашем смартфоне должно быть как можно больше.

От сто пятидесяти к пяти

В 1990-х годах британский антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар выдвинул теорию, согласно которой за всю свою жизнь средний человек познакомится с 5000 человек, сможет с ходу вспомнить имена где-то 1500, и худо-бедно интересоваться жизнью около 500 человек. А вот поддерживать действительно качественные отношения мы способны только с «числом Данбара», и эти 150 человек и есть наше реальное социальное окружение. Однако назвать этих людей друзьями было бы преувеличением, скорее, речь идет о хороших знакомых, которых мы рады видеть и хорошо знаем, но вряд ли стали бы обсуждать с ними какие-то личные темы. Следующий круг ― 50 человек – это люди, с которыми мы видимся чаще и знаем про них больше, их можно назвать близкими товарищами, которых скорее всего можно встретить на свадьбе или юбилее с нашим участием.

Еще более близкий нам круг – это примерно 15 человек. На общение с ними мы тратим где-то 40% нашего времени и внимания. У них мы можем попросить помощи и поддержки и, в свою очередь, никогда не откажем в помощи и им, а также именно с ними мы можем обсудить какие-то личные вопросы. И только около 5 человек (Данбар назвал этот круг Support clique или Группа поддержки) – это по-настоящему близкий нам круг, на который мы тратим до 60% наших человеческих ресурсов. Самые доверенные партнеры, настоящие друзья и самые любимые родственники.

Таким образом, круг «друзей» в соцсети, исчисляющийся сотнями или даже тысячами человек, многие из которых отобраны по принципу полезности связей ― своего рода самообман, потому что в реальности помощь окажут те самые люди из близких кругов, самый большой из которых ― 150 человек. Вот почему именно в эти круг имеет смысл инвестировать свое время и другие ресурсы.

«В нашей коучинговой и консультационной работе с управленцами и предпринимателями, заинтересованных в переосмыслении своего подхода к нетворкингу, мы с партнером используем разные модели и фреймворки, методики и инструменты – все с целью помочь клиенту научиться относиться к своим социальным связям осознанно и системно.

Наша главная задача – это помочь людям понять, что заниматься своим нетворком нужно не для того, чтобы знать всех, а для того, чтобы найти некоторых. И стать с ними ближе! Как ни жестоко это прозвучит, наши коммуникации с другими людьми – это воронка, целью которой является просеять ненужное и выбрать ценное! А как мы с вами хорошо знаем, без системы воронка не работает!», ― пишет Максим Фельдман, сооснователь проекта Вокруг.me и председатель Совета предпринимательского Клуба СКОЛКОВО E-Club.

Включение и глубина

В свою очередь Максим Чернов, эксперт по деловой коммуникации и построению карьеры и создатель блога pronetworking.ru, сравнивая российский и американский подход к нетворкингу, говорит об этом так:

«В России мы меньше любим «smalltalk», или светскую беседу, многие любят сразу переходить к делу. И потом уже, если вы сразу начали с дела и на этой теме сошлись, то дальше вы сможете обсуждать какие-то хобби и другие вещи, не связанные непосредственно с работой. В отличие от той же Америки, где вы сначала говорите про погоду или какие-то незначимые вещи, и потом с этого переходите на бизнес. Но при этом покупают у людей, и лучшие деловые отношения — это отношения, основанные на дружбе. Эти вещи идут абсолютно рядом».

Если говорить о факторах, которые мешают широкому развитию нетворкинга в России, директор компании «Диалогика» Артем Коваленко обосновывает их через менталитет нашей страны:

«Во-первых, мы, россияне, не готовы выстраивать глубокие и доверительные отношения. Сложился стереотип, что нетворкинг — это поверхностное общение. Я же глубоко убежден, что нетворкингом можно либо заниматься с полным включением и глубиной, либо не заниматься вовсе — испортите репутацию. «Полное включение и глубина» означает искренний интерес к человеку и его жизни. Во-вторых, мы, россияне, стремимся получить быстрый результат. Планомерная деятельность не для нас. В то время как нетворкинг — это «игра вдолгую».

Любопытно, что нетворкинг ― это не только процесс создание полезной бизнес-сети знакомств, но и источник мотивации и инструмент достижения целей и задач. Об этом пишет директор по развитию школы бизнеса SREDA Кристина Кучинская:

 «Если ваша цель, например, найти инвестора под новый бизнес-проект, то исходя из этого и нужно создавать воронку или план. И далее по правилам классического планирования — продумать, какие шаги нужно сделать, чтобы этого достичь. Отдельным инструментом для достижения цели и станет нетворкинг. Например, нужно просмотреть все свои визитки и контакты и понять, кто из знакомых может помочь, не обязательно напрямую. Далее составить список конференций или мероприятий, где встречаются инвесторы и стартапы, подготовить специальные визитки и коммуницировать на мероприятиях.

Будет полезно разместить свой проект на сайтах, посвященных привлечению инвестиций, или написать новость в собственных аккаунтах в социальных сетях. Можно найти единомышленников, которые полюбят ваш проект, особенно если получат приятный бонус за помощь в нахождении инвестора. Нетворкинг — отличный инструмент для достижения целей, особенно если это планомерная работа».

Комментарии
Читать также
Лирическое отступление: как найти идеальный аргумент для деловых переговоров
Дайте вилку этому лаоваю: 5 вредных советов для российских бизнесменов в Китае
Команда, кикуйю и карт-бланш: как вести бизнес в Африке

Почему связь между выкупом невесты и сделкой с инвестором крепче, чем кажется