IT-платформы в помощь: как компании используют технологии, чтобы предоставить сотрудникам больше автономии

Как технологии могут обеспечивать руководство, надзор и управление, оставляя при этом важные решения за людьми

«Они наблюдают за вами на работе». «Искусственный интеллект здесь, там, повсюду». Людям не привыкать к заголовкам, вызывающим в воображении научно-фантастические образы будущего, в котором человеческое суждение, изобретательность и инициатива все больше подрываются машинным управлением. Доминирующее повествование о технологиях на работе состоит в том, что машины заменяют человеческое суждение и, как следствие, делают работу более технократической и контролируемой.

Но здесь важно рассказать еще одну историю: историю организаций, которые используют технологии для повышения автономии своих работников, позволяя своим руководителям проявлять большую стратегическую осмотрительность.

Компании, которые успешно изменили свою структуру, распорядок дня и практику с учетом стремления, изобретательности и здравого смысла своих передовых сотрудников, в значительной степени смогли сделать это благодаря технологиям.

Координация без координаторов

Buurtzorg — крупнейший поставщик медицинских услуг на дому в Нидерландах и единственная компания, которая обеспечивает общенациональный охват. В Buurtzorg работает армия из более чем 10 000 медсестер. Однако у компании нет сложной многоуровневой иерархии для управления своей деятельностью — только небольшой корпоративный офис, насчитывающий около 50 сотрудников и группу из 25 тренеров.

Вместо этого для координации медсестер компания использует специализированную IT-платформу под названием BuurtzorgWeb.

Но постоянно ли медсестры Buurtzorg контролируются, управляются и инструктируются с помощью технологий и алгоритмов, созданных руководством? Нет. Вместо этого они самоорганизуются в тысячу различных самоуправляемых команд, ответственных за предоставление ухода на дому в пределах определенной географической зоны. У команд нет назначенного лидера, они принимают решения консенсусом, нанимают и увольняют своих собственных членов.

BuurtzorgWeb расширяет возможности этих команд, предоставляя шаблоны для управления самими собой: например, для проведения совещаний команды и управления ее сложной динамикой. Компания также прозрачно предоставляет все данные, необходимые каждой команде для понимания собственной эффективности, такие как производительность команды, удовлетворенность клиентов и членов команды, а также показатели командного климата. Возможно, самое главное, что платформа служит центральным узлом, который соединяет все команды и позволяет каждой медсестре публиковать проблемы и вопросы, которые у нее есть, и делиться идеями друг с другом. Таким образом, платформа поддерживает распределенное обучение и продвигает идеи тех, кто находится на передовой.

Эти функции далеки от автократических; они дают командам руководство в управленческом стиле, оставляя выбор в конечном счете за ними.

Надзор без надзирателей

IT-платформы также могут помочь обеспечить подотчетность команд в отсутствие традиционных управленческих ролей. Взять, например, Haier, одного из крупнейших мировых производителей бытовой техники. Работники компании организованы в более чем 4000 микропредприятий, каждое из которых нанимает и увольняет своих сотрудников и решает, с какими другими микропредприятиями сотрудничать, основываясь на динамике внутреннего рынка.

Чтобы обеспечить подотчетность в этой сложной системе, Haier разработала собственную IT-платформу EMC Workbench, которая автоматизирует процесс подачи заявок на вакансии, а также процесс заключения контрактов. Микропредприятия вводят свои контракты в систему, где каждый, кто работает на этом микропредприятии или с ним, может видеть цели, которые они преследуют, а также результаты работы участников в соответствии с этими целями. Если участник не соответствует их целям, он в конечном итоге заменяется. Кроме того, бонусы, которые основаны на производительности, рассчитываются и выплачиваются через EMC Workbench автоматически с использованием технологии блокчейн.

В то время как EMC Workbench позволяет Haier управлять этим большим сложным внутренним рынком с минимальными корпоративными накладными расходами и руководством среднего звена, система фактически не делает выбор в отношении того, что делает каждое микропредприятие; это остается за сотрудниками.

Руководство без директоров

Третий способ, которым децентрализованные компании используют IT-платформы и инструменты, заключается в том, чтобы еще больше приблизить передовых работников к клиентам, позволяя этим работникам самим принимать обоснованные решения, а не полагаться на указания сверху.

«ВкусВилл», самая быстрорастущая сеть розничной торговли продуктами питания в России, организована как сеть из более чем 1200 автономных магазинов. Каждым магазином управляет команда из 5–10 человек, которая обладает широкими полномочиями по принятию решений, в том числе о том, какие продукты и рекламные акции предлагать.

Чтобы поддерживать этот уровень автономии, «ВкусВилл» использует собственную специализированную IT-платформу для подключения магазинов напрямую к своим клиентам с помощью набора цифровых решений (например, приложений, социальных сетей). После каждого посещения клиенты получают электронную квитанцию, на которой они могут оценить каждый товар по шкале от 1 до 5 и добавить комментарии.

По этим каналам каждая команда постоянно получает рейтинги товаров и отзывы покупателей для своего местного магазина, которые информируют о том, какие товары следует перезаказать, где разместить их на полках и по какой цене продавать. В то время как многие компании используют данные для принятия решений, уникальность «ВкусВилл» заключается в динамичном и локальном характере отзывов клиентов, которые компания собирает, и доступе к данным, которые она предоставляет передовым сотрудникам. В отличие от большинства ретейлеров, где как данные, так и права на принятие решений принадлежат штаб-квартире, модель локального децентрализованного принятия решений «ВкусВилла» работает именно благодаря своей технологической сложности.

Управление без губернаторов

В самом крайнем случае появляются организации, которые вообще не имеют центрального корпоративного образования. Вместо этого такие корпорации используют технологии блокчейна для контроля и управления взаимодействиями, которые, как правило, требуют сложных и централизованных процессов управления.

В то время как многие люди думают, что блокчейны предназначены для обмена (например, криптовалютами), та же технология, которая позволяет двум лицам безопасно обмениваться валютой без посредника, также используется для того, чтобы несколько человек могли координировать свою работу без менеджера среднего звена. Блокчейны могут обеспечить решение четырех фундаментальных проблем «организации без организации» — разделение задач, распределение задач, распределение вознаграждений и обмен информацией — за счет того, что технологии, а не люди, выполняют процессы и передачи, связанные с выполнением сложной работы.

ShapeShift, которая последние семь лет работала как централизованная организация, совсем недавно объявила о переходе к децентрализованной структуре, которая поддерживает точность и доверие с помощью технологии блокчейн. Хотя не каждая организация сможет стать децентрализованной таким же образом, потенциальные способы, которыми технология блокчейна может позволить людям выполнять свою работу лучше, почти бесконечны.

Мало какие технологии, используемые на этих платформах, передовые. Однако что действительно ново в этом случае, так это то, что технологии используются для повышения качества суждений и изобретательности передовых работников, а не для усиления контроля над ними или минимизации пространства для их суждений.

Комментарии
Читать также
Внедряй инновации или умри: почему такое мышление является ошибочным
Революция не за горами? Как «умные технологии» трансформируют некоммерческие организации
Одни в поле: почему сотрудники хотят не гибкости, а автономии

О том, как гибкость зависит от самостоятельности