Интернет-апокалипсис: как метавселенные формируют новую реальность для инвесторов

Как виртуальные пространства становятся альтернативной реальностью

В последние годы цифровые магнаты мирового рынка активно занимаются разработкой различных метавселенных со своей валютой и биржей труда. SharesPro рассказывает, в чем особенность таких киберпространств и насколько они выгодны с точки зрения инвестиций.

Объединение миров

«Метавселенная — это гораздо больше, чем просто виртуальные миры, и я думаю, что она изменит самые разные отрасли промышленности», — утверждает CEO DNABLOCK Энтони Келани.

Его проект появился на рынке относительно недавно, однако, по словам Келани, если год назад инвесторы не понимали, о чем он говорит, то сегодня о метавселенной знают все.

Основной инструмент DNABLOCK позволяет создавать фотореалистичные 3D-аватары и управлять ими в виртуальной среде, а также создавать и потреблять творческий контент от профессиональных танцоров, певцов и актеров.

Изначально термин «метавселенная» пришел из научной фантастики, где метавселенной называются миры без каких-либо культурных, социальных, экономических и политических проблем реальности, своего рода психологическое убежище. Писатель Нил Стивенсон в 1992 году в романе «Лавина» («Snow Crash») впервые заговорил о метавселенной как о будущем цифрового мира, в котором «физическая» и визуальная реальности будут объединены.

Искать информацию, общаться, ходить по магазинам и — всё это будет возможно, но без физических ограничений нашего мира: смерть, старение, болезни, травмы и так далее. 

Венчурный инвестор Мэтью Болл выделил семь основных отличий такого пространства от мира онлайн-игр:

бесконечное существование: метавселенная существует перманентно, без начала, конца или перезагрузки;

реальное время работы и отсутствие зависимости от внешних факторов, хотя разработчики могут планировать какие-то события или отменять их;

нет ограничения на размер аудитории и количество одновременных пользователей — подключиться можно в любой момент;

полностью функционирующая экономика: люди и компании могут получать некое вознаграждение (аналог денег) за «работу», имеющую смысл и ценность, тратить его и инвестировать;

физический и цифровой миры, открытые и закрытые платформы, частные и общедоступные сети объединены в единое цифровое целое;

совместимость данных, предметов, активов, контента, передаваемых между цифровыми мирами.

«Контент и опыт», которыми наполнены метавселенные, создаются ее же пользователями: одиночками, группами или коммерческими предприятиями.

В рамках создания метавселенной планируется промышленная разработка особых приспособлений и гаджетов для ориентации комфортного существования внутри этого пространства. Например, новые когнитивные цифровые платформы, принципиально иные оптические AR/VR-устройства, виртуальной и дополненной реальности, электронная одежда в качестве нового интерфейса в виртуальный мир и контроля за состоянием человека в мире реальном, сети связи стандарта 5G/6G, квантовые вычисления и коммуникации, блокчейн и криптоэкономика, кибербезопасность, чипы хранения данных с использованием синтетической биологии.

Киберэкономика

Генеральный партнер и сооснователь ATEM Capital Антон Гопка в интервью Forbes рассказывает об опыте инвестирования в метавселенные так:

«В августе мы запустили специальный фонд ранних инвестиций UniDNA в США для работы с наукоемкими проектами в рамках технологического стека для метавселенной. Первая инвестиция фонда — это платформа электронного текстиля UXTex — американский стартап, основанный студентом ИТМО из Финляндии.

Проект разрабатывает текстиль с использованием печатной электроники и принципиально новым пользовательским опытом для рабочей формы сотрудников крупных корпораций, а также для спортсменов и альпинистов и вообще стильной умной повседневной одежды. Такой электронный текстиль решает множество текущих пользовательских сценариев, а в будущем может стать основой для одежды в духе костюма из фильма Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться».

По мнению эксперта, биоинженерия, микромобильный транспорт, экстремальные среды сектора Spacetech (космических технологий) — это инвестиционные вертикали, которые уже сейчас радикально расширяют границы экономической целесообразности для фундаментальных разработок.

За время пандемии появилась платформа для презентаций Areena Virtual Space, позволяющая создавать трехмерную площадку для встреч или представлений, а о метавселенных говорят и в таких крупных компаниях, как Google и Facebook. Генеральный директор компании Microsoft Сатья Наделла 25 мая на конференции Ignite заявил, что Microsoft тоже создает «корпоративную метавселенную» благодаря облачным услугам Azure.

Создатель Facebook Марк Цукерберг отмечает, что создание таких миров не предусматривает каких-то кардинальных изменений в самой системе виртуального общения:

«Я не думаю, что речь идет о большем взаимодействии с интернетом. Скорее в этом будет больше естественности».

Примечательно, что прибыль Facebook выросла на 72% в годовом исчислении в 2020 году — до 1,8 миллиарда долларов, большая часть которых приходится на Oculus, дочернюю компанию, занимающуюся разработкой виртуальной реальности.

В апреле 2021 года Epic Games привлекла $1 млрд инвестиций в рамках развития игры Fornite с упором на социальные функции. Fortnite стала культурным феноменом и превратилась в площадку, которая может стать альтернативой соцсетям. По мнению руководства компании, их цель — создать метавселенную, где любые бренды и их интеллектуальная собственность могут жить вместе и реагировать на различные события.

«Нам необходимо перейти из закрытых экономик, таких как Fortnite, Minecraft, Roblox и десятков тысяч других, в общее пространство.

Мы работаем над тем, чтобы развиваться в этом направлении, и в конце концов откроем свою экономику. И другие игры сделают то же самое. Надеюсь, через десять лет мы сможем сделать так, чтобы игроки играли в Roblox, Fortnite и Minecraft в одном мире и с одинаковыми социальными связями», — отмечает Тим Суини, основатель Epic Games.

Таким образом, инвестирование в метавселенные — это пока не полностью определенная, но достаточно прибыльная ниша, включающая в себя многоуровневые возможности и долгосрочные перспективы. Кроме того, данная тенденция является катализатором роста лидеров технологического рынка, что в совокупности с быстро нарастающим развитием цифрового мира в любом случае приведет к массовому использованию таких пространств в ближайшем будущем.

Комментарии