Игра цифр: как блокчейн меняет спорт

Про коллекционирование моментов, фэнтези-футбол и Серену Уильямс

В настоящее время цифровизация все активнее захватывает не только бизнес, но и сферы культуры и спорта. Сегодня SharesPro разбирается, почему NFT захватывает спортивные клубы и как это влияет на культуру спорта по всему миру.

Игроки в руках болельщиков

В конце апреля промоушен Ultimate Fighting Championship (UFC) подал две заявки на патенты, чтобы начать продажу NFT. Первый товарный знак для запуска криптовалюты под брендом UFC, второй — для создания приложения под новый токен.

NFT предоставили спортивным командам и спортсменам новый способ взаимодействия как для команд со своими болельщиками, так и для обычных болельщиков с любимыми клубами. Эта разработка открыла новую эру спортивных предметов коллекционирования и в некоторых случаях позволила болельщикам играть роль в принятии решений относительно судьбы клуба и отдельных игроков.

Первым крупным приложением, в котором соединились большой спорт и NFT, стало NBA Top Shot. Лучше всего данная платформа подходит для любителей баскетбола. Здесь вы можете покупать и продавать Moments, которые представляют собой NFT с официально лицензированными видеоклипами ваших любимых игроков в момент их выступлений. Другими словами, Moments — это традиционные баскетбольные коллекционные карточки с современным цифровым уклоном.

В базе NBA Top Shot хранятся сотни тысяч моментов баскетбольных матчей НБА, упакованные в наборы трех категорий, для каждой — своя стартовая цена: обычные наборы стоят $9, редкие — $22, а легендарные — $230. Все карточки выпущены ограниченными сериями. Игроки могут продавать и покупать карточки, а также обмениваться ими, чтобы собрать свою коллекцию эпизодов с участием любимого игрока или даже команды.

В недорогом наборе моментов с одним игроком может оказаться важный эпизод, ценный для другого пользователя, — на этом и держится концепт. Так, блок-шот Зайона Уильямсона в матче с «Денвер Наггетс» ушел на NBA Top Shot за $250 тысяч.

Существует целый ряд клипов на выбор для каждого игрока, из разных сезонов и с разными версиями. Каждый Moment, который выпускается в нескольких экземплярах, помечен либо тегом Circulating Count (CC), либо тегом Limited Edition (LE). Теги CC означают, что предложение этого Moment может увеличиться еще больше за счет нового выпуска, тогда как теги LE означают, что новые копии не будут выпущены в будущем.

Еще одним интересным аспектом NBA Top Shot является включение испытаний, которые требуют от коллекционеров приобретения и хранения определенных карточек, чтобы получить эксклюзивную карточку в качестве награды, причем другим путем эту карточку получить нельзя. Чтобы выполнить испытания и получить награды, пользователям необходимо удерживать необходимые Moments, пока не истечет таймер.

Команды мечты

Тем, кто предпочитает футбол, стоит присмотреться к приложению Sorare. Как и в Top Shot, вы можете приобрести NFT в виде карточек игроков. Эти карточки можно использовать для формирования своих собственных футбольных команд, где реальные результаты выбранных вами игроков будут определять количество очков, набранных вашей командой.

Это очень похоже на традиционный фэнтези-футбол, где вы, как менеджер, можете выбрать свою команду на неделю, и очки будут рассчитываться на основе результатов каждого члена команды. В Sorare можно выбрать только пятерых игроков и назначить капитана. Однако главное отличие здесь в том, что редкость определенно имеет значение.

Если вы затрудняетесь с выбором, то вы можете посмотреть «рынок» игроков, чтобы выбрать профессионалов.

Интересно, что Sorare сочетает в себе традиционный опыт фэнтези-футбола с коллекционированием цифровых предметов, которые нравятся как криптоэнтузиастам, так и фанатам футбола.

Фэнтези-спорт — это быстроразвивающийся глобальный бизнес, объем рынка которого, по оценкам,

составлял 18,6 миллиарда долларов в 2019 году, а к 2027 году, по прогнозам, вырастет до 48,6 миллиарда долларов.

Но если в традиционном фэнтезийном футболе или футболе пользователи собирают своих любимых профессиональных игроков, комплектуют свои еженедельные составы и получают очки за все действия своих игроков на поле в надежде победить, то Sorare — это возможность приобретать цифровые торговые карты на блокчейне Ethereum. Вы владеете этими картами с несменяемыми токенами (NFT) и можете свободно перепродавать их в качестве предметов коллекционирования.

С момента своего основания в 2018 году платформа Sorare продемонстрировала активный рост: оборот платформы вырос с 7 млн долларов США в 2020 году до 325 млн долларов в 2021-м. Количество пользователей по всему миру превысило 1 миллион при сотрудничестве с 230 партнерскими организациями.

В феврале 2021 года Sorare привлекла раунд финансирования серии А на сумму 50 миллионов долларов, в том числе с участием таких известных инвесторов, как соучредитель Reddit Алексис Оганян и предприниматель Гэри Вайнерчук. В сентябре 2021 года компания объявила о раунде финансирования серии B в размере 680 миллионов долларов при оценке в 4,3 миллиарда долларов, возглавляемом японским технологическим и инвестиционным конгломератом SoftBank.

По данным РБК, сейчас с Sorare сотрудничают более 130 крупных футбольных клубов со всего мира, в том числе «ПСЖ», «Бавария», «Ливерпуль», «Ювентус», «Реал Мадрид», российские «Зенит», «Локомотив», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» и «Краснодар». По оценке трекера Nonfungible.com, Sorare входит в топ-3 активно растущих NFT-проектов вместе с CryptoPunks и SuperRare, а цифровой оборот компании составляет более €10 млн. Среднемесячный рост платформы в России с начала года составляет 115%.

Штаб-квартира Sorare находится в Париже. Участие в финансировании Sorare принимают ведущие мировые инвесторы: Benchmark, Accel Partners, Softbank, а также футболисты Жерар Пике, Антуан Гризманн и Рио Фердинанд.

Знаковым событием для компании стало назначение 21 января 2022 года на должность советника правления Серены Уильямс.

«Серена Уильямс — одна из тех важнейших фигур в спорте и культуре, кто изменил представление о современном спортсмене и предпринимателе, успешном в инвестировании ранних стадий. Ее стратегическое консультирование и вклад в создание одного из самых значимых спортивно-развлекательных брендов бесценны. Я очень рад, что Серена присоединилась к нашей команде. Вместе мы создадим новые способы взаимодействия болельщиков с их любимыми спортсменами», — отметил Николас Джулия, СЕО Sorare.

Уильямс будет консультировать совет директоров Sorare по нескольким направлениям: взаимодействие компании со спортсменами, расширение платформы на другие виды спорта (кроме футбола), в том числе и в женском спорте, а также будущие импакт-инициативы для развития концепции Web3 (децентрализованное интернет-пространство).

«NFT — это потенциально мощный инструмент для привлечения финансирования в женский спорт. Я рада начать работу с Sorare, потому что команда Николаса, как никто другой, понимает связь между спортсменами и болельщиками. Я верю, что Sorare будет формировать эту культуру будущего в спортивных развлечениях», — прокомментировала Серена Уильямс.

В настоящий момент Sorare и Серена Уильямс планируют строить будущее спортивных развлечений в концепции Web3, предоставляя каждому человеку возможность «владеть» частью любимой игры, футбола или других видов спорта.

Кроме указанных платформ существуют и другие альтернативные площадки на стыке спорта и NFT: например, OpenSea, Rarible, Sorarebuzz, Soraredata, Soraremega. Футбольные NFT-токены лидируют в объемах торгов, но самые дорогие продажи пока на стороне баскетбола и бейсбола.

Однако сфера криптовалют связана с миром спорта не только через NFT. История с токенами футбольных клубов началась еще в 2018 году, когда о планах выпустить собственную монету объявил ПСЖ. Клубы для выпуска токенов пользуются инфраструктурой сторонних IT-платформ, и самая популярная из них — Socios, ее используют такие титулованные клубы, как «Барселона», «Ювентус», «Рома», «Атлетико Мадрид».

Таким образом, привлечение технологий блокчейна не только открыли новые возможности для взаимодействия футбольных команд со своим фан-клубом, но и изменили роль болельщиков в целом. Кроме того, культура спорта меняется и становится в какой-то степени цифровым искусством и одновременно виртуальной реальностью, а вот станет ли это импульсом к развитию или со временем потеряет свою актуальность, покажет время.


Комментарии
Читать также