Герои нашего времени: как люкс-фарцовщики и новые шоппинг-столицы меняют моду в России

Про элитный Узбекистан, полезные ресейлы и другую роскошь

Уход множества мировых брендов с российского рынка и запрет на ввоз товаров от 300 евро привели к дефициту на рынке люкс, а с ним и к возрождению давно забытой профессии фарцовщика. Насколько ожидать от «подпольных» продавцов нового поколения, и как это отразится на культуре потребления ― в этом материале.

СССР: перезагрузка

В Советском Союзе фарцовщики владели не только искусством продажи уникальных и качественных товаров из-за границы, но и умением найти своего покупателя. В этом смысле общество делилось на тех, кто их недолюбливал и не доверял, и тех, кто понимал, что такие туристы ― эффективный источник дохода, так как привезенный ими товар можно было перепродавать с наценкой в несколько раз, как и валюту, которую тоже можно было поменять на такой встрече. В качестве бонуса, фарцовщики делились новостям о моде, культуре и кино зарубежом.

Сейчас внутри страны нет запрета на распространение заграничной продукции, однако, из-за антироссийских санкий и, в частности, запретов, связанных с экспортом из США, утвержденных Белым домом 13 марта, вскоре на рынке люкс начнется дефицит. Однако, перекупщики нашего времени в свою очередь  могут столкнуться с ситуацией дефицита выгоды, учитывая риски и расходы на перелеты, а также возможность недостаточного спроса.

«Больше двух часов на руках вывезти нельзя, а планировать перелеты стало трудно, наценка не выходит такой уж выгодной», — отмечает эксперт в материалах Forbes. ― «Чтобы идея окупалась, нужен большой объем заказов. С одеждой проще — наценка и количество позиций может быть больше. «Можно ли сопоставить эти объемы с объемами фарцовки в Советском Союзе? Наверное, мы говорим о разных деньгах и разном уровне дефицита, сейчас люди все же люди не понимают, как долго продлится эмбарго, но узнают варианты».

Модный VPN

Специалист по мужскому стилю в сегменте люкс Арсен Айрапетов утверждает, что при выборе между тремя новыми «шоппинг-столицами» ― Эмираты, Казахстан и Узбекистан ― именно последний вариант кажется ему наиболее привлекательным, так как нет проблем с оплатой, конвертация в узбекскую валюту выгоднее, большинство брендов представлены, а цены ниже, чем в Москве и Дубае. Банковские специалисты подтверждают, что такое возможно, так как под каждый рынок производители выдают свои цены, а продавцы могут торговать с меньшей маржинальностью.

Нельзя не вспомнить и о том, что, как у люксовых ритейлеров, так и масс-маркет брендов, есть мощный конкурент ― ресейл, который может стать отличной альтернативой и тем, и другим. Например, на Oskelly вы по-прежнему можете найти изделия от всех ключевых игроков модной индустрии: любимые модели аксессуаров Chanel, Prada, Louis Vuitton, Hermes, ювелирные украшения Cartier и Van Cleef & Arpels. За последние несколько дней спрос на одежду, сумки и аксессуары на этой платформе вырос на 43%, что говорит о том, что ресейл в ближайшие недели и месяцы станет мощной поддержкой для потребителей люкса в условиях ограничений.

Согласно опросу ThredUp, для 40% пользователей зарубежных ресейл-платформ покупка подержанных вещей стала полноценной заменой быстрой моды.

«Нужно понимать, что сейчас не работают корнеры и бутики небольшого количества компаний, напрямую принадлежащих западным брендам», — комментирует основатель Fashion Hub Russia и президент Международной ассоциации байеров. — «При этом пока Prada можно легко купить в фирменном корнере в Новосибирске и Balenciaga во Владивостоке».

Эксперт утверждает, что всем российским игрокам хватит товарных запасов в среднем на один-три месяца. Параллельно, по его мнению, будет идти трансформация рынка, в частности расцвет закупочных офисов, которые консолидированно могут делать закупку товаров на любую страну через соседние страны ― своего рода VPN в мире моды.

Любопытно, что, согласно исследованию аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам февраля 2022 года в России было продано 73 новых автомобиля сегмента Luxury, что в 3,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди лидеров марки Bentley и Rolls-Royce, Maserati, Lamborghini, Ferrari и Aston Martin.

Лазейки и возможности

Так или иначе, понятие «роскошь» внутри российского рынка неизбежно меняется, как и система аналитики рынка, потому что роскошью теперь становится все, превышающее по стоимости 300 евро.

Что касается оплаты зарубежных сервисов, то в этом случае финансовый эксперт Алексей Водоватов говорит о следующих способах обхода санкций:

«Пока полностью не отключен SWIFT, международные каналы связи будут работать. Другой способ — заказать виртуальную карту в одном из иностранных банков, который готов выпускать их для нерезидентов, например, в Армении. <…> Связываться с централизованными биржами не стоит, они могут ограничить доступ россиянам, даже если не будет запретов от регуляторов. Рабочий вариант — обменники, которые используют p2p-транзакции. На рубли покупаются стейблкоины Tether (USDT - криптовалюта, курс которой привязан к доллару), затем они меняются на валюту здесь же или в обменниках другой страны».

Ещё один способ — Gift Cards, приобретенные на платформах или у фарцовщиков. Такие карты позволяют создать новый аккаунт и пользоваться услугами онлайн-сервисов без проблем.

Дизайнер Игорь Чапурин считает, что в текущей ситуации можно выделить несколько плюсов:

«Во-первых, часть аудитории, которая привыкла покупать зарубежные люксовые марки, неизбежно обратит внимание на русскую моду. А во-вторых, ретейлеры будут охотнее сотрудничать с русскими дизайнерами: они дешевле, они рядом, и с ними всегда можно договориться. Возможно, изменится и отношение к русским брендам со стороны продавцов, которые охотнее будут закупать коллекции, а не брать их на реализацию, как было прежде».

В то же время, эксперт признает, что проблемы с фактурой у российских брендов неизбежно появятся, так как рынок Турции, Индии или Китая пока не способен предоставить большинство качественных аналогов европейской ткани. Это означает, что у фарцовщиков появилось ещё одно перспективное направление, и, возможно, возрождение культуры перекупщиков в России ― вопрос времени.

Комментарии
Читать также
Время ― золото: оправдан ли интерес к материальным инвестициям прямо сейчас
Искусство перевоплощения: почему российская косметика становится серьезным конкурентом зарубежных брендов

Про грязь из Тюмени, Черную Москву и биотопливо