Эволюция и естественный отбор: как бизнесу пройти через кризис и не потерять себя

Про фонды-спасатели, блинные вечеринки и расходы-инвестиции

«Дождь» из антироссийских санкций, блокировка соцсетей и байкот десятков мировых компаний единовременно спровоцировали тяжелую ситуацию в бизнес- и экономической сферах. Однако, не стоит рисовать исключительно мрачные картины и «хоронить» свое дело прежде времени. В этом материале SharesPro ― полезные для каждого предпринимателя уроки от экспертов о том, как преодолеть кризис и максимально снизить урон.

Забота о команде и возможностях

Речь идет как о сохранении коллектива, так и продолжении найма. Важно наращивать клиентскую базу, состоящую из отечественных компаний, которые могли бы стать аналогами ушедшим брендам. Среди сфер, минимально страдающих от кризиса ― медицина, ретейл, строительство, пищевое производство и текстильная промышленность.

В ближайшие месяцы далеко не все компании смогут скорректировать финансовые условия по договорам, что снижает привлекательность договоров на фоне текущих перемен в сфере экономики и бизнеса. Однако эксперты советуют не отказываться от низкомаржинальных проектов, так как подобная политика позволит обеспечить занятость, а в перспективе — зарекомендовать себя как надежного партнера и получить новый, более выгодный и масштабный заказ от того же клиента.

В целях оптимизации оптимизации ФОТ и сохранения рабочих мест имеет смысл позаимствовать политику западных компаний и сократить рабочий день, а также предложить сотрудником оплачиваемый отпуск или перевести их на 2/3 оклада на время приостановки работы.

Татьяна Кабешова, директор по управлению индустриальным сектором кадровой компании «Unity» советует руководителям искать подроботку для сотрудников во время простоя:

«В первую волну пандемии так часто поступали рестораторы. Они договаривались с ретейлерами, у которых сохранялся высокий спрос на персонал, о временном переводе к ним своих сотрудников. Вчерашние повара, бармены, официанты получали работу на складах и в торговых залах. Сейчас это решение актуально для разных бизнесов. Можно обратиться либо напрямую в компании, ищущие временный персонал (к таковым по-прежнему относятся ретейлеры), либо к аутсорсинговым провайдерам».

Эксперт добавляет, что спрос в таких случаях есть не только на разнорабочих сотрудников, но и на «белые воротнички».

Сейчас любой сотрудник испытывает стресс на фоне обострения политической и экономической ситуации в мире, поэтому крайне важно не нагнетать напряженную атмосферу внутри коллектива. Наоборот, необходимо сплачивать команду посредством не только ежедневных коротких планерок по текущим задачам, но и неформальных чатов, полезных рассылок, маленьких локальных традиций, живого общения не о работе и так далее.

Полезными могут стать и короткие пульс-опросы. Отвечая на вопросы об опасениях, удовлетворенности или недовольстве работой анонимно, сотрудники помогут вам оценить уровень напряженности в коллективе и принять меры, чтобы стабилизировать ситуацию.

Не стоит забывать и о wellbeing-программах и корпоративных мероприятиях.

«Оптимизация не должна касаться ни компенсационного пакета, включающего ДМС, ни программ обучения, ни корпоративной жизни. Дорогие мероприятия могут заменить офисные посиделки. Празднования дней рождения сотрудников, тематические гастрономические недели (например, блинные), когда коллеги приносят свои угощения, создадут у команды позитивный эмоциональный настрой», ― отмечает Татьяна Кабешова.

Честность и выносливость

Это не означает, что сокращения отменяются. Иногда такая политика более, чем целесообразна, однако следует взвесить все «за» и «против». Например, некоторые конфликтные сотрудники могут создать негативный образ компании в соцсетях, что безусловно повлияет на будущие перспективы вашего бизнеса. К тому же, массовые увольнения влекут за собой существенные расходы из бюджета компании. Чтобы этого избежать, подумайте о полном или частичном аутсорсинге непрофильных функций, например, по модели RPO (Recruitment Process Outsourcing).

Если говорить о двух важных китах для бизнеса во времена кризиса ― это сохранение KPI и честность. Март ― месяц отчетов, премий и закрытия финансового года. Разумеется, в настоящее время финансовое положение и рабочий ресурс многих сотрудников может пошатнуться, однако работодателю стоит поддержать их и по возможности пообещать бонусы за выполнение задач в следующем месяце, если в этом их выполнить не получилось.

Не упускайте возможности помочь своей организации сделать качественный рывок в развитии с помощью сильных специалистов. Из-за инфляции зарплатные ожидания профессионалов рынка точно не снизятся, поэтому все, у кого есть финансовая подушка, будут особенно избирательными. Многие работодатели «замораживают» вакансии и перераспределяют нагрузку, тем не менее, не всегда такой выбор обоснован. Все зависит от того, как скоро окупится новое рабочее место, потому что в стремлении сэкономить есть риск упустить ценного специалиста, который мог бы стать надежной опорой для вашего бизнеса и значительно усилить команду.

Мастерская подушек безопасности

Александр Афанасьев, совладелец группы компаний «Нескучные финансы», в свою очередь советует бизнесменам не паниковать и вспомнить основные уроки пандемии.

Например, имеет смысл подключить фонды, которые станут резервной копилкой в трудные времена. Деньги из фонда развития можно будет вложить в маркетинг и поиск новых возможностей, а резервный фонд можно будет активировать в случае падения доходов.

Имеет смысл присмотреться к полному переходу на «ручное управление»: ежедневный контакт с руководителями, проверка всех цифр и метрик, постоянные встречи для координации действий.

Помните, что расходы ― это инвестиции в доходы и рост, поэтому подходите к оптимизации с умом. Попробуйте сократить сервисы и подписки ― зачастую, некоторые из них висят на бюджете мертвым грузом, плюс некоторые сервисы можно заменить бесплатными аналогами.

Подумайте о том, какой продукт сейчас может быть востребован, о чем говорят клиенты, особенно, ваши постоянные клиенты ― сейчас это ваша основная поддержка.

Проиграйте наихудший сценарий развития событий и спрогнозируйте его в финмодели. Финмодель — это оцифрованный бизнес: таблица отображает, как меняется выручка и прибыль при изменении прочих показателей.

Поставьте на паузу в 2-3 месяца все договоренности по потенциальным обязательствам и постарайтесь сократить дивиденды.

А вот несколько рекомендаций от владельца компании по серому и черному таргету Wonder SMM Александры Югославской:

 «Поддержите своих нынешних клиентов и найдите способы поиска потенциальной аудитории среди русскоговорящей аудитории за рубежом и СНГ. Создайте продающую воронку на привлечение клиентов за рубежом и СНГ (адекватные люди и предприниматели они и в Африке адекватные, не привязывайте увиденное в новостях ко всем). Научитесь продавать свои услуги и ни в коем случае не снижайте чек. Ищите более платежеспособных клиентов для сохранения и преувеличения своего дохода. Работайте с нишами, которые закрывают потребности именно сейчас и имеют высокую стабильность даже во время кризиса. Это: отдых и расслабление, как способ абстрагироваться от ситуации в мире, заработок, финансы и их сохранение, а также базовые потребности человека ― еда, кофе, сигареты и алкоголь».

Эксперт напоминает, что любой кризис ― обряд инициации для любого бизнеса, челлендж на тему того, как найти подходящие активы и остаться на плаву; неустойчивый бизнес и малоэффективные таргетологи обречены на гибель.

Комментарии
Читать также
Время ― золото: оправдан ли интерес к материальным инвестициям прямо сейчас
Солнечный свет в темное царство: уроки Северной Кореи по восстановлению экономики

О солнечных фонарях, искусстве сонгун и «семейных» хозяйствах