Это не дело: принципы в бизнесе, которые никогда нельзя нарушать

Про этику, поведенческие финансы и здравый смысл

Репутация любого бизнеса держится не только на неоспоримых фактах и истории его успеха, но и взаимоотношениях, которые выстраиваются с сотрудниками и клиентами компании. В этом материале SharesPro о том, стоит ли поступаться своими принципами при ведении бизнеса, даже если так поступают все вокруг.

Рецепт доверия

Конфликт интересов, обман коллег и бизнес-партнеров, нечестное использование имущества компании и служебной информации — это типичные этические нарушения и, в большинстве случаев, нарушения ключевых принципов работы в бизнес-сфере. Если информация о таких нарушениях попадает в публичное пространство, это может привести к краху бизнеса и другим серьезным последствиям, причем некоторые из них необратимы.

В сентябре 2016 года на компанию Wells Fargo был подан иск за 1,5 млн счетов, которые открыли сотрудники без ведома клиентов.

«Генеральный директор Wells Fargo объяснил банковский скандал поведением нерадивых сотрудников организации — их затем уволили (около 5 тыс. человек). Но бывшие работники выступили против этого решения, заявив, что их уволили, хотя они работали добросовестно и сами добровольно сообщали о мошенничестве и некорректной практике продаж на горячую линию компании по вопросам этики. Несколько сотрудников также заявили, что их уволили после того, как они указали на проблему», — указано в материалах Harvard Business Review.

«Когда вы попадаете в сложную ситуацию, у вас в голове спорят два голоса: один говорит «да», другой — «нет». И вы делаете выбор в пользу той идеи, которую считаете для себя наиболее близкой», — утверждает Меган Берни, психолог и преподаватель Честерского университета в Великобритании. 

То есть человек руководствуется правилом о том, что цель оправдывает средства и подсознательно отказывается от ответственности за свои действия. В этом случае нарушение принципа в его сознании не считается таковым и не определяется так в рамках его восприятия.

Вопрос этики финансового рынка определяется и явлением, которое получило название «поведенческие финансы». Его научное изучение началось в 1980-х годах. Суть явления — в непродуманном поведении инвесторов, которые опираются не на собственную информацию, а на решения окружающих людей, которые кажутся им экспертами. Зачастую такими решениями руководят эмоции, а не деловая практика.

«В погоне за сиюминутной выгодой некоторые участники могут нанести непоправимый вред рынку. Законодательство не успевает за изменениями и не всегда способно урегулировать все аспекты деятельности финансовых посредников. Так создаются условия для недобросовестного поведения участников, — считает Григорий Овчаренко, руководитель локальных активов группы ICU. — Вместе с тем основа развития финансового рынка — это доверие потребителей, которое не может появиться без единых и понятных правил поведения».

Майкл Бир, почетный профессор делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, соучредитель TruePoint Partners, а также автор и соавтор 12 книг, разработал несколько стратегий, позволяющих выстроить продуктивный диалог в рабочей сфере и оптимальную линию поведения без ненужных этических жертв.

Проанализируйте себя

Понимание чужих границ невозможно без понимания собственных. Найдите время определить, в чем заключаются ваши принципы и приоритеты, запишите ключевые решения, которые вы принимали в своей жизни, и подумайте, чем они были мотивированы.

Поговорите со своей командой

Брейнсторминг, взгляд со стороны и продуктивная коммуникация с коллегами, даже если это просто чашка кофе на обед, помогает найти неожиданные решения и подходы к проблеме. Понимание их стремлений и идеалов даст вам возможность проверить собственные ценности и прийти к консенсусу.

«На одной из первых встреч с коллективом мы говорили о том, какое наследие мы хотим в итоге оставить. Члены команды активно включились в обсуждение. У каждого было что сказать по этому поводу, и мы записали все возможные предложения.

Затем мы стали искать общие черты и различия. Все идеи оказались связаны с людьми, доброжелательным отношением к ним и возможностями для их роста. Сегодня мы говорим не о видении, а о наследии, которое мы хотим создать», — это рассказ сотрудника одной американской компании из книги Майкла Бира.

Готовьтесь к худшему

Даже при самом тщательном планировании велика вероятность провалов и отмены сделок. В такой ситуации важно не потерять контроль над происходящим и уделить время обсуждению этических принципов компании.

Предугадывайте проблему

Для того чтобы вовремя обнаружить ошибочные решения в компании, не соответствующие ее основным ценностям, Майкл Бир предлагает проект стратегической адаптации, или проект диалога с командой. Автор советует прописать ключевые принципы работы вашего бизнеса и ее ценности на бумаге. После этого посоветуйтесь с командой о том, насколько все это реализовано, какие есть сильные стороны и как справиться с препятствиями.

«Подумайте, какое количество важной информации могло бы узнать высшее руководство Wells Fargo, если бы они этого захотели. У них была бы возможность изменить неэтичные методы ведения бизнеса, внушить доверие к своей фирме и приверженность ее ценностям среди сотрудников и других заинтересованных сторон, а также избежать финансового и репутационного ущерба до того, как будет слишком поздно», — утверждает Бир.

Польский психолог и психиатр Казимеж Домбровский ввел понятие позитивной дезинтерграции — разрушения старых структур, для того чтобы на их месте сложились новые. Однако подлинной позитивная дезинтеграция становится только в тот момент, когда без нового уровня понимания мы не можем решить важную жизненную задачу.

Иными словами, здравый смысл такая политика несет в том случае, когда это жертва ради чего-то более важного, а значит, она не разрушительна. Эта мысль укладывается в интересный парадокс: принципами можно поступиться, только когда нельзя.

Таким образом, совокупность принципов ведения бизнеса и взаимодействия с партнерами и клиентами — это своего рода каркас для развития успешного проекта и одновременно подушка безопасности в кризисных ситуациях.

В современном мире информационное пространство вынуждает бизнес вести политику прозрачности, а значит, повышенной ответственности за каждое действие. Поэтому решение о нарушении той или иной нормы должно быть продуманным и взвешенным и приниматься только в тех случаях, когда это действительно необходимо, даже если подобные ситуации становятся тенденцией.

Комментарии
Читать также
Больше чем бизнес: как стать лучшим другом для клиента
Вы всё не так поняли! Что такое газлайтинг и как ему не дать нарушить бизнес-процессы

Отчего людей заставляют сомневаться в себе и в их делах — и чем это чревато

Не всегда говори «Да»: почему быть удобным и безотказным вредно для бизнеса

Как отказаться от ненуныжных обещаний, опасаясь говорить «нет»