Эпидемия лжи: что опаснее для бизнеса — бедствия или фейки

Как информация эволюционирует как вирус, набирая разрушительную силу

Проблема дезинформации, обвал экономики, вирусы и вирусные новости, множество человеческих жертв — часто все это последствия одной проблемы. В этом материале SharesPro расскажет, какой именно и где найти пути ее решения. 

Мир, как и общество, постоянно находится в развитии, трансформации. Тем не менее природные катаклизмы способны значительно повлиять на этот процесс, особенно на экономику и бизнес-структуры. 

В 2005 году на США обрушивался ураган Katrine, признанный позже самым разрушительным ураганом в истории Соединенных Штатов. Между августом и сентябрем того года уровень безработицы в районах бедствия удвоился, увеличившись с 6 до 12%. Уровень заработной платы снизился на 1,2 миллиарда долларов в третьей четверти 2005 года.

Однако наиболее тяжелым последствием для населения стало повышение цен на бензин в национальном масштабе. Ураган вызвал временное закрытие большинства производственных мощностей сырой нефти и природного газа в Мексиканском заливе, и в период с 26 августа 2005 года по 11 января 2006 года было недопроизведено 114 миллионов баррелей нефти — пятая часть от ежегодной продукции.

Ураган опустошил региональную административную инфраструктуру, лишив население электричества и многих коммуникаций. Страховые компании оказались не способны справиться с такими масштабами расходов, а банки столкнулись с цепной реакцией паники вкладчиков, которым задерживали выплаты.

Пять лет спустя произошло извержение вулкана Eyjafjallajökull в Исландии. В результате выброса вулканического пепла в Европе нарушилось авиасообщение. По подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта, ежедневные потери авиакомпаний от отмены рейсов составляли не менее $200 млн. Убытки европейского туризма оцениваются примерно в 2,5 млрд евро, в то время как этот вулкан не входил в список потенциально опасных.

12 января 2010 года на Гаити произошло одно из самых сильных землетрясений в истории человечества с магнитудой 7,1. Количество погибших составило 222 570 человек. Нанесенный материальный ущерб оценивается в 5,6 млрд евро. Основной причиной таких последствий стали несейсмостойкие дома, преимущественно кирпичные. Для сравнения, на японском острове Хонсю в 2008 году произошло землетрясение с магнитудой 7,2, однако погибли всего два человека: технология строительства сейсмостойких зданий значительно уменьшила экономический ущерб для страны.

Политика финансистов в каждом конкретном случае варьируется и не всегда приносит ожидаемый эффект. 

17 апреля 2013 года в городе Уэст (США) произошел взрыв на химическом заводе, в результате которого пострадал не только сам завод, но и город. В результате инвесторы начали резко сбрасывать акции компании, которой принадлежал завод, — Adair Grain Inc.

Так же поступили и с акциями других компаний химической промышленности. В результате доллар начал расти, а валютная пара евродоллар упала в тот день на 165 пунктов.

В 2011 году Япония пострадала от цунами. Население массово продавало золото из запасов, но это помогло лишь отчасти: цунами вызвало разрушение атомной электростанции Фукусима, и доверие инвесторов закончилось. Сначала иена сильно укрепилась, но после аварии произошла девальвация. Собирать профит можно было бы целый месяц.

Тем не менее экономические убытки — не единственное негативное последствие, приводящее к регрессу и разрушению культуры. Во время стихийных бедствий активно распространяются фейковые новости. Некоторые из них — продуманная политика журналистов, а некоторые смоделированы троллями. В этом случае журналисты сами становятся жертвой таких новостей, неосознанно создавая для них легитимность.

Математик и эпидемиолог Адам Кучарски в своей книге «Законы эпидемий» отмечает

«В сущности, это своего рода “отмывание” информации. Точно так же наркокаратели прокручивают деньги через легальный бизнес, чтобы скрыть их происхождение, манипуляторы в интернете используют авторитетные источники, чтобы распространить свои идеи: в результате широкая публика узнаёт об этих идеях от известных людей или СМИ, а не от анонимного аккаунта».

По словам эксперта, есть определенная стратегия целенаправленного воздействия. Искусственно созданные боты публикуют новость до тех пор, пока она не привлечет внимание инфлюенсеров и журналистов. Подобные действия позволяют оказывать влияние и на политические процессы, например на выборы. Примечательно, что стоят такие боты достаточно дешево, а это означает, что фейковым журналистом может оказаться абсолютно любой пользователь интернета.

Одним из наиболее опасных последствий фейковых новостей является дезинформация. Это достаточно сложный процесс, который состоит не столько в том, чтобы убедить людей в правдивости ложных фактов, сколько в том, чтобы заставить их усомниться в правде как таковой. 

«Информация, подобно некоторым вирусам, может эволюционировать, чтобы передаваться эффективнее», — пишет Адам Кучарски. 

Иногда ошибочные сведения приводят к вспышкам насилия или национализма в ряде стран — последствием становится массовая гибель людей. И если в случае с природными катаклизмами человечество сталкивается с непредсказуемым и зачастую неуправляемым явлением, то фейки — инструмент социальной манипуляции.

В 2017 году от фейковых новостей пострадала компания Starbucks. Автором слуха о Starbucks стал пользователь анонимного форума 4Chan, который создал новость с логотипом компании о «Дне нелегального иммигранта» и бесплатных фраппучино. У пользователя была политическая мотивация: он хотел найти «либеральное место», в котором соберутся нелегальные иммигранты, и вызвать туда Бюро по контролю за соблюдением иммиграционного и таможенного законодательства США. 

«Несколько лет назад нельзя было себе представить, что с этим нужно иметь дело. Теперь миллионы людей знают об инциденте, потому что у кого-то в McDonald’s из Канзаса был неудачный день», — отмечает Мэнди Дженкинс, директор новостной службы Storyful. 

«К восприятию таких фейков предрасположены люди с конспирологическим сознанием. Кроме того, в условиях кризиса и стресса в такие теории заговора начинает верить больше людей», — утверждает Галина Солдатова, заведующая кафедрой социальной психологии Московского института психоанализа. Эксперт считает, что причина успешного распространения фейковых новостей в недостатке информации и недоверии к официальным источникам. Одним из неоспоримых доказательств этого факта можно назвать последствия эпидемии Covid-19 в 2019 году.

С каждым годом крупные компании уделяют всё больше внимания борьбе с фейковыми новостями. Так, в 2017 году Google и Facebook исключили сайты с фейковыми новостями из рекламных платформ, а некоторые соцсети заключили партнерское соглашение со Snopes, позволив пользователям помечать сообщения, которые кажутся им фейковыми. В Storyful существует специальное подразделение по аналитике оценки деятельности Storyful в Сети, PR-агентство RebelStandwick использует приложение Firebell, с помощью которого специалисты готовят компанию к внезапным негативным новостям в соцсетях.

В наш век понятие «вирус» — почти универсальное. И распространение сетевых фейк-вирусов — закономерное последствие стихийных бедствий или масштабных экономических катастроф. Парадокс заключается в том, что создание неограниченного доступа к информации сталo причиной развития сверхдоверия к интернету вопреки скептицизму по отношению к проверенным источникам новостей.

В такой ситуации, как и на пути преодоления разрушений от природных катаклизмов, разумным выходом может стать продуманная стратегия борьбы с троллями, а также осознанность и ответственность за передаваемую информацию как в сфере журналистики, так и в среде обычных интернет-пользователей.

Комментарии
Читать также
Сомневаться значит выигрывать: почему абсолютная уверенность — путь к провалу
Все легко дается: чем вредны истории чужих успехов
Покупайте впечатления, а не вещи: 10 способов сделать жизнь счастливее

Практические советы по тому, как сделать жизнь приятнее