Директор по счастью: что должно быть в списке задач у современного CEO

Про французского монаха, специалиста по самочувствию и 4% на сделки

Типичный и всем знакомый портрет классического CEO ― это деловой костюм, кожаный портфель, дорогие часы на запястье и беспроигрышные бизнес-стратегии ― в голове. Однако современный мир уделяет большее внимание не столько холодным цифрам, сколько психологии, причем не только клиента, но и сотрудников. О том, почему бизнес становится более «духовным», и какие навыки становятся приоритетными для руководителей сегодня ― в этом материале.

Духовное образование

В ежедневно меняющимся мире меняются и принципы управления бизнесом, причем, что интересно, не только с точки зрения технических задач, но и тех компетенций, которым современный руководитель должен уделять больше внимания.

Например, психология и «уровень счастья» в коллективе. Может показаться странным, что это направление может быть приоритетным в списке ежедневных задач CEO, но именно так и происходит. Это утверждение легко доказать тем, как вслед за бизнесом перестраивается и европейское образование, в рамках которого студенты учатся быть предпринимателями мирового уровня.

Так, на программе MBA, в одном из учебных заведений, HEC Paris,  студентов отправили в отдаленное село во Франции, где монах-бенедиктинец (бывший юрист) предлагает им решать моральные дилеммы. В Гарвардской школе бизнеса теперь есть модуль «Переосмысление капитализма», а французский институт INSEAD предлагает студентам прослушать курс «Бизнес и общество». Среди других привлекающий внимание программ ― курсы по развитию навыков межличностного общения, на некоторых из которых уделяется внимание «эпохе Zoom», где рассказывают, например, про распространенные ловушки виртуальных переговоров. Все это требует от будущих бизнесменов активно развивать такие персональные качества как эмпатия, мотивация и эмоциональная устойчивость.

Разумеется, современные руководители по-прежнему должны быть грамотны в области финансирования и цифровизации, хорошо разбираться в цепочках поставок и климатологии, а также проявлять проницательность и блестящие коммуникативные навыки. Однако теперь на первый план выходит обеспечение максимальной инклюзивности каждого сотрудника в рабочие процессы. Иными словами, CEO сегодня ― это больше, чем просто генеральный директор, который умеет управлять.

Вопрос об экологии

С резким переходом на гибридных график работы во многих российских и зарубежных компаниях в связи с пандемией ковид-19, у руководителей появились новые задачи, которые часто сводятся к тому, чтобы больше заботиться о своих сотрудниках и их ментальном здоровье.

«Под некоторые из этих обязанностей компании специально создают новые должности. Например, принц Гарри устроился на работу «директором по влиянию» (должность подразумевает принятие решений по продуктовой стратегии и благотворительной деятельности компании, а также выступления по темам, связанным с психическим здоровьем. — РБК Pro) в стартап из Кремниевой долины. Юридическая фирма Clifford Chance создала должность «глобального директора по благополучию и ощущениям сотрудников». Почти 5 тыс. человек в деловой соцсети LinkedIn указали, что работают «главными специалистами по счастью». Но несмотря на отдельно созданные должности, топ-менеджерам почти наверняка придется самостоятельно выполнять каждую из этих новых задач в той или иной степени», ― отмечает The Economist.

Кроме того, все больше внимания общественность уделяет корпоративным принципам ESG, что переводится с английского как ««экология, социальная политика и корпоративное управление» (англ. environment, social, governance). Простого создания акционерной стоимости уже недостаточно.

Любопытно, что перестройка ресурсов, которые руководители тратят на те или иные задачи, подтверждается и экспертными исследованиями. Например, Майкл Портер и Нитин Нория из Гарвардской школы бизнеса с 2006 года отслеживают, чем занимаются руководители в течение дня. Они обнаружили, что управленцы тратят 25% своего рабочего времени на развитие отношений внутри компании и за ее пределами, 21% рабочего временя тратится на стратегию, на корпоративную культуру остается 16%, рутинные задачи занимают 11%), а заключение сделок ― всего 4%.

Эксперты из Национального бюро экономический исследований опросили более 1 000 руководителей из шести стран, чтобы выяснить, что они делают в течение рабочего дня и как их поведение влияет на успех и неудачи их компаний. В результате они разделили всех руководителей на два психотипа: лидеры и менеджеры. Менеджеры больше взаимодействуют с сотрудниками производственно-сбытовой цепи, встречаются с клиентами и поставщиками. Лидеры в основном общаются с руководителями высшего звена и внешними заинтересованными сторонами, много времени они уделяют планированию и различным рабочим дискуссиям. Сопоставив тип руководителя с финансовыми показателями компании, учёные пришли к выводу, что у лидеров компании более успешные и прибыльные.

Кроме того, специалисты отметили, что, если в небольшой компании будет руководитель-лидер, это пойдет только на пользу компании, но вот обратная ситуация может вести за собой некоторые риски. Так, руководители-менеджеры склонны слишком много времени уделять текущей деятельности компании и часто занимаются микроменеджментом.

Ликвидация эгоизма и страха

Автор 4-х книг по управлению, основатель Visotsky Consulting и автор проекта «Business Booster» Александр Высоцкий убежден, что успешного руководителя отличает намерение не мысли о том, как построить блестящую карьеру, а внимание тому, что он оставит после себя:

«Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление — не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.<…> Этот человек должен быть способен поддерживать хорошие отношения с людьми и способность помочь им понять, в чем заключаются их обязанности. Он должен быть способен общаться с сотрудником, когда тот недоволен, расстроен, не хочет общаться и в любой другой ситуации.»

Психолог Наталья Кузнецова добавляет, что CEO стоит не только постоянно развиваться и меняться самому, но и помочь своему коллективу избавиться от страха перед изменениями:

«Встает актуальная проблема, которая удерживает от изменений и роста руководителей, сотрудников, а вместе с ними и компанию – нежелание меняться или идти на риск или получить связанные с этим хлопоты. Нежелание меняться характерно даже для высшего руководства из-за стремления сохранить то, что имеют, не говоря уже о сотрудниках. Обычно оказывается уже поздно: или клиент ушел к конкурентам, или выгодные поставщики нашли других покупателей и так далее. Если вам необходимо сподвигнуть людей на изменения, которые вы собираетесь осуществить (не без помощи самосовершенствования) дайте им понять, что лучше меняться, чем не меняться. Сделайте это для них понятным и объяснимым.»

Таким образом, современный руководитель ― это не только профессиональный бизнесмен и управленец, но и тонкий психолог, способный найти ресурс не только в практическом опыте и биографиях знаменитых людей, но и в мыслях монаха о моральных дилеммах. В этом случае, даже в самых непростых обстоятельствах, такой CEO сможет направить развитие своей компании по правильному пути и добиться всех поставленных целей.

Комментарии
Читать также
Лирическое отступление: как найти идеальный аргумент для деловых переговоров
«Самая захватывающая и гламурная область»: чем живут венчурные капиталисты

Про лошадей, жокеев и умение отличать