«Даже на тень учителя нельзя наступать»: как корейские дети кланяются прошлому и улыбаются будущему

Про традицию кимчи, трех родителей и сон в торговом центре

Южная Корея представляет собой уникальный пример страны, которая менее, чем за 50 лет, достигла высокого уровня жизни населения и урбанизации в целом. Трудолюбие, целеустремленность и гармоничное сочетание восточных культурных традиций и технологический инноваций ― все это Республика Корея, а точнее её жители, а точнее их система воспитания своих детей. В чем её особенности, и почему они могут быть интересны российским семьям ― в материале сегодня.

Великое учение семьи

Семейная культура Южной Корее строится на самопожертвовании: сначала родители стараются дать своим детям лучшее будущее, а затем и от детей ждут такой же отдачи. А семья ― это фундамент, на котором строится менталитет и культура всей страны, которые берут свое начало более тысячи лет назад. Корейцы бережно относятся к своему культурному наследию и передают его из поколения в поколение.

Многие исследователи отмечают, что в Корее дети до шести лет воспитываются достаточно либерально, так как считается, что в этот период формируется его дух и характер, а излишнее давление может замедлить этот духовный рост. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, только направляют.

Самое главное – привить ребенку ценностное отношение к миру. В течение многих веков в восточных школах все дети начинали свои первые уроки с конфуцианского «Великого учения» ли «Да сюэ» (от китайского «大学»), регламентировавшего нормы семейного и общественного поведения в определенных ситуациях.

Язык поклонов

Прежде всего, важно понимать, что Южная Корея ― страна иерархии и субординации. С ранних лет малышей приучают быть вежливыми и благодарными людьми, внимательно слушать наставления старших родственников и проявлять свое уважение к ним через послушание. Обращение на «ты» исключается даже по отношению к ровесникам. В Корее существует целая система выражения почтительности к окружающим людям, вплоть до обращений вроде «нуна» (по-корейски«누나») ―так мальчик младшего возраста называет старшую сестру или девушку старшего возраста) или «онни» ( по-корейски «언니») ― так девочка называет старшую сестру или другую девушку старше себя). Введение в эту систему формировала в жителях этой страны не только вежливость, но и дисциплинированность и сдержанность.

Своих родителей, бабушек и дедушек маленький кореец всегда приветствует специальными жестами и поклонами, сообщая им о своем почтении, и таким образом в маленьком ребенке формируется понимание его места в обществе и коллективе ― это важный пункт, учитывая, что корейское общество, как и любые азиаты опираются на социум, а не на индивидуализм. «Одной рукой в ладоши не хлопнешь», — так звучит знаменитая корейская поговорка. Корейские родители стараются стать своего рода маяком для своих детей, чтобы те могли ориентироваться на то, как в данной ситуации поступили бы их родители.

С детства корейцы вовлечены в проблемы семьи, и именно так формируется личность человека на ближайшие 30 или 50 лет. Любят корейцы и маленькие семейные ритуалы вроде приготовления «кимчи» ― традиционное корейское блюдо, состоящее из ферментированных овощей (капусты, кабачков или огурцов), когда все члены семьи надевают резиновые перчатки и садятся на теплые полы, чтобы натереть овощи специями.

Полынь и самостоятельность

В то же время огромное значение в семьях Южной Кореи приобретают образовательные успехи детей. Родители поощряют трудолюбие и упорство в своих детях, понимая, какую роль эти качества будут играть в атмосфере высокой конкуренции в стране. В КНР распространены полезные сладости (например, из полыни), и они становятся одним из первых поощрений в жизни малышей.

Отдельным пунктом можно отметить воспитание самостоятельности. ребенок упал, то он должен сам встать и отряхнуть от пыли свою одежду, причем капризничать, обижаться и плакать для малыша - признак дурного тона и несдержанности. Он должен научиться самостоятельно решать свои проблемы, и тогда в будущем ему будет проще идти к цели, рассчитывая только на свои силы.

То же самое касается и сна. Корейские дети обладают удивительным свойством засыпать при любых обстоятельствах. Родители приучают их к тому, что, если они хотят спать, нужно спать, а не капризничать ― это строго пресекается, и не мешать другим. Родители не подстраивают свой график под ребенка, поэтому маленькие корейцы способны самостоятельно найти возможность восстановить силы и заснуть даже в торговом центре.

Интересно, что дошкольные учреждения  устроены несколько иначе, чем российские или европейские: здесь за каждыми тремя детьми закреплен один воспитатель. Этот человек ведет подробные дневники по каждому ребенку в течение дня, а затем передает эти документы его семье. Воспитатели садика ведут корейский и общеразвивающие занятия, а занятия искусством ― музыку, английский, физкультуру, балет и рисование ведут только профессионалы, приглашенные со стороны. Занятия длятся по 20 минут, и таких мини-уроков в день может быть до 4-5.

Во всех садах регулярно устраиваются выезды с детьми в зоопарк, музеи или спортивные комплексы, а также на экскурсии, при этом каждого садика и школы есть своя яркая и удобная форма для таких выездов.

Тень учителя

Школьное образование в Корее направлено на максимальное раскрытие потенциала каждого ученика и тоже действует по системе поощрений. Об этом Диана Сагиева, эмигрировавшая в Южную Корею из Казахстана, пишет так:

«Мы переживали за адаптацию нашей дочери к совершенно другой программе обучения, и тут мы получили еще одно потрясение — потому что в корейских школах система построена на поощрении. Учителя не выискивают ошибки в работах, а обращают внимание на плюсы, то есть не ругают за ошибки, а указывают, над чем еще нужно поработать, и в итоге все равно похвалят за стремление и старание. Дочь с большим удовольствием стала ходить в школу».

Любопытно, что на кружки ходят не только школьники, но и их родители. Они собираются вместе, обсуждают интересы своих детей, делятся своими наблюдениями или рекомендациями о процессе образования и воспитания.

«В корейском языке есть выражение, которое показывает степень уважения к роли учителя: «Даже на тень учителя нельзя наступать». Ещё в недавнем прошлом у него был образ строгого человека, которого боялись ученики. Но сейчас от такого восприятия постепенно уходят. Теперь преобладает образ преподавателя как друга, человека, к которому можно обратиться с любой проблемой, решить вопрос не только с учебой, но и с буллингом, если он есть. Учитель сейчас позиционируется как один из родителей», ― отмечает Ли Наюн, школьный преподаватель в одной из школ Сеула. ― «Практически все корейские родители отправляют учеников на дополнительные частные курсы по основным предметам, английскому и математике. Получив на курсах информацию немного раньше, чем в школе, можно лучше писать контрольные, получать высокий балл и уменьшить количество стресса».

То есть, несмотря на ряд культурных нюансов, корейская система воспитания, уже доказавшая свою эффективность в масштабе развития всей страны, может быть полезна и европейским родителям ― полностью или по частям, а как именно адаптировать её для своего ребенка ― вопрос личного выбора.

Комментарии
Читать также
Оставайтесь рядом и поджигайте вышку: эксперты о том, как исправить ошибки в воспитании детей

О молчании, пагубной компенсации и безусловной любви

Ты император, раб и такой же, как все: необычная мудрость японского воспитания детей
Школа — это отстой: воспитание детей с точки зрения Маска, Гейтса и Джобса

Про безлимитные книги, жестокий мир и запрет на айфоны