«Дайте ребенку отдохнуть»: Екатерина Шульман о воспитании и образовании

Почему школе необязательно быть новаторской, а семье — главным приоритетом в жизни

 

В октябре на базе школы SkySmart прошел SmartFest для родителей. Одним из спикеров стала политолог Екатерина Шульман. Сегодня SharesPro рассказывает о ее концепции воспитания детей и системе образования и публикует основные тезисы.

Эксперт отметила, что раньше многие проблемы, в том числе нежелание учиться, решались просто — наказаниями, но теперь все изменилось. Она озвучила интересное предположение:

«Надо сказать, что с тех пор как физические наказания ушли из учебного процесса, педагогическая мысль не знает, чем их заменить. <…> Социально-экономические и технологические изменения ускорились настолько, что опыт предыдущих поколений потерял часть своей ценности. Новым поколениям он уже не нужен. Более того, дети сейчас лучше разбираются в каких-то вещах, непонятных старшим».

Екатерина Шульман подчеркнула, что большое значение имеют демографические изменения. Речь идет именно о восприятии возраста в обществе: если для предыдущих поколений 30 лет — зрелый возраст, то сейчас 30-летние ближе к подростковому возрасту, когда человек ищет себя, свою профессию и только определяет свои ориентиры.

Кроме того, само общество стало более разнообразным. По словам Шульман, в него теперь включаются и те, кто пару веков назад либо не выжили бы, либо не могли социально присутствовать. Они теперь среди нас — живут, учатся и работают, и их потребности нужно учитывать.

Традиционное школьное образование готовит «солдат для прошедшей войны», то есть для достаточно ограниченного ряда индустриальных профессий, которые сейчас все чаще заменяются множеством новых сфер деятельности. Это означает, что к тезису о том, что учиться необходимо всю жизнь, добавляется новый смысл. В то же время школа как массовый институт не способна к требуемым от общества изменениям:

«Школа не может быть слишком новаторской, потому что ее задача — передать опыт предшествующих поколений следующим. Не бывает такого исторического периода, когда опыт предшествующих поколений не нужен. Иначе мы не сможем даже выучить детей языку, потому что мы учим их языку их родителей и еще более отдаленных предков. Мы передаем знание из прошлого в настоящее, а настоящее передаем в будущее. Это кажется само собой разумеющимся, но давайте это сформулируем, чтобы у нас стремление к новаторству не заходило слишком далеко. В системе образования есть базовая, очень медленно изменяемая часть, которую не надо торопиться быстро менять. <…> Образование завтрашнего дня — это не столько практическое научение, сколько помощь в раскрытии талантов и способностей ребенка. Это совершенно необходимо с экономической точки зрения, потому что только так он найдет себе работу, на которой достигнет успеха», — отмечает эксперт.

Важно, что родители не должны снимать с себя ответственность за воспитание только потому, что дети адаптируются в новой цифровой реальности быстрее, потому что этические нормы остались прежними, и задача объяснить ребенку «что хорошо, что плохо» — все еще цель родительского воспитания.

У Екатерины Шульман трое детей, и в интервью «Мел» она поделилась собственными правилами воспитания, которые могут быть полезны каждому родителю.

Воспитание ― дело интимное

Но одновременно это и социальная функция, потому что общество действительно рассказывает нам, как мы должны себя вести, что должны чувствовать и как быть правильным родителем. Вот почему важно прислушаться к себе и не отказываться от здоровой самокритики, потому что, если у вас нет к себе вопросов и замечаний и вы ни в чем не сомневаетесь, стоит к себе приглядеться.

Семья не наше все

Шульман отметила, что выросла в семье, где все взрослые были заняты: было понятно, что у них есть важные взрослые дела, которые обращены вовне, к обществу, а не внутрь, в семью. И детей учили уважать личное пространство родителей и их приоритеты:

«Сейчас мы все можем видеть темную сторону той крайне распространенной и не вызывающей возражений нормы, согласно которой семья — самое главное, что есть у человека, его безусловный приоритет, а все остальное вторично. Этим оправдывается много нехорошего. У взрослого человека должен быть баланс между его социальной личностью и его частной жизнью. Если частная жизнь оказывается наиважнейшей, то каждый его социальный акт начинает вызывать подозрение».

Взрослые дела

Во многих случаях есть возможность построения баланса за счет разумного распределения обязанностей, если в семье все финансово благополучно, а ее члены психологически здоровы. Однако существуют и семьи, у которых высокочувствительные, тревожные дети, с которыми нужно работать и которых нельзя надолго оставлять одних. В этом случае воспитание будет совсем другим.

Невредные родители

«Родитель, который вьется над ребенком “как орлица над орленком” и ждет мгновения, чтобы причинить ему добро и нанести пользу, довольно невыносимый родитель. Нужно держать себя за руки и давать ребенку пространство для собственного роста. Атмосфера ускоренного развития и разговоры о том, что ребенок, как паровозик из Ромашкова, все время опаздывает на целую весну, способна привести в уныние самого бодрого ребенка. Так что если вы высокоэффективный мультизадачный успешный родитель, дайте, как это называется по-русски, и себе, и деточке своей продыху».

Пространство и безопасность

Ребенку важно привить установку, что все будет хорошо, а если все будет плохо, то родители всегда ему помогут и поддержат. По статистике, дети из бедных семей медленнее развиваются и хуже учатся, потому что они живут в нестабильной и небезопасной обстановке:

«Они реже могут быть уверены, что завтра у них будет еда, а мама с папой не подерутся, дома будет кто-то из взрослых, готовый помочь и выслушать, а не только замученный добытчик пропитания, возвращающийся домой поздним вечером. Да и тех самых «возможностей» — книг, дополнительных занятий, устойчивого доступа в интернет с собственного компьютера, да просто отдельной комнаты со столом и лампой, — у них может не быть», — комментирует эксперт.

Книга — лучший друг человека

Любовь к чтению — один из китов семейного воспитания, однако Шульман советует не «закидывать ребенка всевозможным инструментарием для воплощения мечты», если он просто рассказал о каком-то своем интересе. Так как это может сработать в обратном направлении, создать ненужное напряжение и погасить интерес. Родителям нужно выстраивать собственную систему фильтров, не давить и пытаться ускорить развитие ребенка.

(Не)раннее развитие

Зачастую множество требований и желание вырастить из ребенка гения могут быть губительными для его психики.

«Он начинает нервничать на пустом месте. Как показывает социальная практика, неконкурентоспособными по сравнению с другими людьми нас делает не отсутствие каких-то навыков, а скорее наша собственная тревожность, утомляемость и разнообразные неврозы. Если человеку что-то понадобится, он научится делать это довольно быстро, но для этого у него должен быть тот самый ресурс роста, то пространство внутреннего покоя, в котором только и возможно обучение», — добавляет Екатерина Шульман.

 

О чем говорят дети

С рождением ребенок попадает в обстановку, которую он не выбирал, поэтому все, что его окружает, он воспринимает как должное, а родители сразу становятся главным авторитетом, по крайней мере в детстве. Осознание этого факта помогает немного снять ту родительскую тревожность, распространенность которой сейчас трудно не заметить.

Однако с детьми зачастую сложно говорить о проблемах, которые находятся на границе между обществом и семьей.

«И как Роскомнадзор ни старайся закрыть целые аспекты человеческой жизни, ребенок все равно будет думать и о смерти, и о болезнях, и о преступлениях, и о самоубийствах. Ребенок может пугаться — важно родителю не пугаться вместе с ним. Можно объяснить, что бояться — нормально, грустить — тоже. Нормально чувствовать уныние и безнадежность. Через это нужно пройти, пересекая, по выражению Толстого, “пустыню отрочества”. Да, это нелегко, но потом станет легче, — вот сообщение, которое мне кажется важным передать ребенку», — утверждает эксперт.

О наказаниях

По мнению Екатерины Шульман, дискурс наказаний — в какой-то степени продукт излишнего самомнения родителя. Тем не менее худшие родительские поступки часто возникают под действием страха — сиюминутного или за будущее детей. В результате то, на что в поведении взрослого не обратили бы внимания, становится причиной скандалов в отношениях с детьми.

Таким образом, школа — это консервативная система обучения, которая наряду с базовой основой образования несет в себе устаревшие скрепы как обучения, так и воспитания. Поэтому родителям важно уделять большое внимание развитию детей за ее пределами и стараться наладить гармоничный баланс, который бы не перегружал ребенка, а помогал ему вырасти здоровой личностью с возможностью выбора жизненного пути. А каким будет этот выбор, зависит от обстановки в семье и того переданного опыта, который сформировался не столько предыдущими поколениями, сколько самими родителями. То есть этот опыт должен быть инструментом, который применим в актуальной, быстроразвивающейся реальности.

 

 

Комментарии
Читать также
Кукольный театр: почему послушные дети не способны стать успешными
Четыре свободы и ноль поражений: Марина Мелия о воспитании детей

О неправильных увлечениях, безделье и взаимном уважении