Благословенны ошибающиеся: почему идеальные сотрудники могут вредить бизнесу

О нужных недостатках, формуле прогресса и важности воспитания

В лексиконе любого бизнесмена хотя бы раз звучало словосочетание «идеальный сотрудник», под которого у разных людей будет разный образ с одной общей чертой — он не делает ошибок. Действительно ли такие сотрудники существуют, и если да, то почему они вредны для бизнеса? Сегодня в материалах SharesPro — о пользе ошибок.

Совершенству есть предел

Первый очевидный недостаток «сотрудника без недостатков», который всех раздражает, — токсичность, отравляющая атмосферу в коллективе.

Реально существующий «идеальный сотрудник»: приходит на работу раньше всех и задерживается допоздна, на связи 24/7, без праздников и выходных — горит, живет и дышит делом компании. При этом он совсем не жалуется, а если и жалуется, то, безусловно, гордится собой и своими сверхурочными днями вне зависимости от последствий.

Такие люди обычно предъявляют завышенные требования не только к самому себе, но и к каждому в своей команде. Если вы не готовы вкалывать наравне с ними или хотя бы стремиться к этому, вас ждет справедливое возмездие в виде презрения и ехидных комментариев. Их лозунги можно представить как «не замучился — не поработал», «фиксированные рабочие часы — для лентяев, а сон — для слабаков».

Обычно причина такого поведения — отсутствие других дел и интересов, кроме работы. Но если копнуть глубже, у этой проблемы будет два основных возможных корня: огромные амбиции или сверхчувство долга. Первый вид трудоголиков стремится стать лучшим в своей сфере, а второй чрезмерно старается быть правильным, хорошим и полезным человеком, иными словами, компенсировать дефицит внимания.

Тем не менее такие люди могут стать прекрасными учителями для новичков, так как им нравится делиться знаниями и чувствовать себя значимыми. Но обозначать границы допустимого все равно придется, а также по возможности обращать внимание на важность ошибок для любого человека.

Борьба с перфекционизмом не только желательна, но даже необходима. 

«Судите сами: у Линкольна был высокий и тонкий голос, у Дейла Карнеги — южный акцент. Цицерон слишком глубоко дышал, когда говорил, а Барбара Уолтерс, Чарлз Дарвин, Уинстон Черчилль и даже Моисей заикались и шепелявили. Но слушателям было все равно, потому что они рассказывали очень интересно. Люди не обращали внимание на ошибки — они запоминали людей с четкой позицией и ясными идеями», — утверждает профессиональный спикер Скотт Беркун в своей книге «Откровения оратора».

Избегание риска — путь к регрессу и отказ от обучения и роста.

Эксперт советует уходить от «ошибочной установки не делать ошибок», и помните, что «реакция людей на ваши ошибки часто зависит от вашей реакции».


Не мешайте компании лезть на дерево

Основатель компании «ВкусВилл» Андрей Кривенко сравнивает взаимоотношения с сотрудниками с воспитанием детей. По его словам, чрезмерный контроль не только не поможет, но и навредит. 

«Какой главный навык надо развивать? Согласно одному из мнений, которое мне близко, главный навык — самостоятельность. Если ребенок лезет на дерево, нельзя ему запрещать. Возможно, стоит под деревом постелить мат. В бизнесе примерно так же. Если ваша компания полезла на дерево, не запрещайте ей. <…> Где есть контроль, там нет доверия. Сотрудники начинают бояться руководства, скрывают ошибки, и это опасно для бизнеса, — отмечает Кривенко. — Отсутствие ошибок — это плохо. Если сотрудник не допускает ошибок, мы считаем, что он ничего не делает и его нужно уволить».

Любопытно, что привлекательными в сотрудниках могут быть не только плюсы, но и минусы. Так, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона Томас Чаморро-Премузик считает, что рекрутерам стоит искать в кандидатах не только сильные стороны, но и слабости.

Исследования личности показывают, что все сильные кандидаты довольно похожи: существует ограниченное число качеств, которые делают их сильными, — с ними приятнее иметь дело, они более способны и более склонны к упорному труду, чем другие. Работодатели могут по-разному называть те качества, которые они хотят видеть — упорство, адаптивность, эмоциональный интеллект, предприимчивость, — но им всегда нужны способности, привлекательность и драйв. Эти качества — ваш весомый капитал. 

Но в то же время такой «джентльменский набор» не раскрывает полный потенциал человека. Чтобы оценить общую картину, недостаточно вопроса на собеседовании: «Какова ваша самая большая слабость?»

Томас Чаморро-Премузик называет три наиболее «предпочтительных» минуса сотрудника среди других.

Конформизм

Мы живем в мире, где «оригиналы» и нарушители правил выделяются на фоне остальных, однако такие люди не должны составлять большинство, иначе система рухнет. 

«Подчинение» — это набор навыков, который нам так же необходим, как и лидерство. И все же в объявлениях о вакансиях редко перечисляются такие требования, как «послушный» или «исполнительный», — комментирует автор книги «Интроверты» Сьюзан Кейн.

В поисках внимания

Если два человека одинаково талантливы или продуктивны, большинство из нас предпочтут поработать с тем, кто избегает саморекламы и выглядит скромным и непритязательным. Многие соискатели, ищущие внимания, могут быть нарциссами, поэтому лучшим выбором может стать тот, кто любит выступать и быть в центре внимания, но на самом деле не самовлюбленный и не заносчивый. Такие люди, как правило, уверены в себе, дисциплинированны и отзывчивы, то есть имеют значительный потенциал.

(Немножко) обманщик

Речь не идет о патологической лживости. Скорее о специфике натуры. Нечестные люди более склонны к творчеству, поэтому, если вы нанимаете кого-то на творческую должность, есть большая вероятность, что во время интервью соискатели будут умело искажать истину. Однако большинство из них, скорее всего, сделают это без злого умысла.

В конце концов, тезис о том, что нужно «просто быть самим собой», не работает в чистом виде в рамках человеческой психологии и законов социума.

«Идеальный сотрудник способен вести себя дипломатично и придерживаться социального этикета, и это неизбежно требует некоторой нечестности», — отмечает Чаморро-Премузик.

В заключение отметим, что ошибки не должны быть приоритетнее стремления к профессиональному и духовному росту, потому что в противном случае они станут не ресурсом, а оправданием. Поэтому важно сохранять баланс, способность к самоанализу и самовоспитанию. Только здоровое и адекватное восприятие своих и чужих ошибок, а также готовность к этому принятию помогут достичь успеха с минимальными потерями как для вас, так и для вашей команды.

Комментарии
Читать также
Вежливость берет города: на чем строится бизнес-этика
Не люди, а полубоги: почему не стоит быть лидером-героем
Искусство непофигизма: во что верят сотрудники SharesPro

О свободе, идеальных специалистах и счастливых инвесторах