Без времени и левой руки: почему в деловом этикете ОАЭ важны нюансы

Про неуважительные визитки, восточное гостеприимство и море контекста

Объединенные Арабские Эмираты ― мультикультурная страна, толерантно относящаяся к обычаям и альтенативному укладу жизни, которые привозят с собой иностранные предприниматели и туристы. Однако, как и у любого народа, в ОАЭ сформировалась своя культурная система и деловая практика, о чем необходимо помнить каждому бизнесмену, который намерен работать с арабскими партнерами. О том, как правильно подготовиться к переговорам и в чем магия успешного сотрудничества в этой стране ― в данном материале SharesPro.

На все воля Божья

Любое начало бизнеса в ОАЭ, как в общем и во многих странах, начинается с приветствия ― рукопожатия. Приветствовать людей нужно индивидуально, начиная, конечно, с хозяина или человека с высшим статусом, который подает вам руку первым. Приветствие самого старшего человека в комнате ― знак уважения в мусульманской культуре. Однако есть один нюанс ― мужчина не должен первым приветствовать таким образом женщину, если она сама не протянет руку.

Уместно, чтобы не мусульмане поприветствовали своих арабских партнеров словами «assalamu alaikum», что означает «мир вам», в ответ говорят «wa alaikum assalam», что означает «мир вам и вам». Ислам глубоко укоренился в Эмиратах, и в повседневной речи встречается множество религиозных выражений, таких как «in’shallah», что означает «на все воля Божья».

Важно отметить, что все законы, обычаи и традиции ОАЭ подчиняются одной исторической идее – служению Ислама. Ислам — это официальная религия Объединенных Эмиратов, которую исповедуют более 80% населения страны. Вот почему, в целях грамотного и доверительного ведения дел с жителями этой страны, иностранцам стоит ознакомиться хотя бы с основами религиозных и культурных традиций и обычаев, принятых в Эмиратах.

При обмене визитными карточками, лучше всего давать и брать карты правой рукой, так как левая считается «нечистой». Кроме того, лучше напечатать их не только на английском, но и на арабском языке, даже если переговоры ведутся на английском, так как в обратном случае карточки будут признаны неуважительными.

Арабские Эмираты ― страна вербального общения, в том числе и в деловой сфере. Привычные европейским бизнесменам письменные договоренности о встрече, в том числе и по эмэйлу, здесь не приведут к нужному результату. Арабы предпочитают сотрудничать с теми, кого знают, именно поэтому в ОАЭ как никогда нужны посредники, если речь идет о бизнес-договоре. Как правило, это человек, хорошо осведомленный о той и другой стороне переговоров, который представит вас с партнером друг другу. Будет полезно заранее узнать у него статус и должность вашего нового знакомого, чтобы проявить максимум уважения и внимания.

Пользователям социальных сетей рекомендуется придерживаться определенных правил и не размещать материалы на ненадежных и легкодоступных каналах, так как это может привести к случайному раскрытию информации. Перед знакомством с новым человеком бизнесмены и местные жители зачастую изучают его страницу в социальных сетях.

Встречи могут быть не структурированы и не спланированы заранее, можно сказать, что у арабов несколько отличается понятие времени. Однако проявите терпение и постарайтесь сами не опаздывать ― это пойдет только на пользу выстраиванию сотрудничества с арабскими партнерами. Во время переговоров ваши партнеры могут часто отвлекаться, поэтому абсолютно нормально мягко, но настойчиво привлекать их внимание к предмету разговора для того, чтобы не потратить время напрасно. Не удивляйтесь, если с первой встречи к вам будут обращаться на «ты». Это связано с тем, что начало разговора должно создать атмосферу взаимного доверия, на этом этапе обычно происходит обмен ритуальными фразами, посвященными пожеланиям успеха и здоровья, обсуждению погоды и местных достопримечательностей. Нельзя недооценивать, насколько важен этот процесс построения отношений. Поэтому нужно найти время на разговоры на отвлеченные темы — результат вы ощутите в долгосрочной перспективе.

В поисках потерянного времени

Основная часть беседы проходит без поспешности, суетливости, категоричных утверждений. Если соглашение не было достигнуто и арабу приходится Вам отказывать, то он это сделает не прямолинейно, а в максимально смягченном и завуалированном виде.

Вот что пишет об особенностях арабской деловой культуры американский антрополог и кросс-культурный исследователь Эдвард Холл, сравнивая культуру ОАЭ с другими :

«Арабская деловая культура является высококонтекстной культурой. Люди стараются уходить от открытого и прямолинейного обмена информацией по существу и выражают свою позицию иносказательно, при помощи уклончивых ответов, а также жестами и мимикой.

Кроме того, это полихромная культура, то есть арабы спокойно реагируют на линейное течение времени и требования пунктуальности. Они могут часто менять свои планы и стремятся заниматься несколькими делами одновременно».

Принимающая сторона обязательно захочет закрепить соглашение традиционным восточным застольем, от которого ни под каким предлогом нельзя отказываться. На самом застолье принято есть только правой рукой и только то, что предлагают.

Учтите, что восточные бизнесмены опираются не столько на логические выводы, сколько на настойчивые убеждения. Даже деловые вопросы решаются в дружелюбной обстановке, зачастую в атмосфере доброго, уместного юмора.

Помните, что не стоит говорить о политике, тем не менее несколько слов похвалы в адрес экономического развития страны или иных вопросов вполне приветствуется.

Золотая середина

Несмотря на то, что арабы ценят и берегут свою культуру, они убеждены, что иностранцам не стоит носить национальную мусульманскую одежду. Однако определенные общие правила дресс-кода могут быть весьма полезными, если вы стремитесь произвести положительное впечатление на арабских партнеров. Так, и мужчинам и женщинам стоит избегать открытых рук до локтя и открытых ног выше колена, а плечи и спина всегда должны быть прикрыты.

Если вас пригласили в дом к бизнесмену из ОАЭ, будет уместно сделать небольшой знак уважения ― подарок. Это может быть сувенир с логотипом вашей компании или что-то, связанное с культурой вашей родной страны, особенно, арабскому предпринимателю будет приятно получить подарок, связанный с его увлечениями или хобби. Однако стремитесь избегать расточительности, арабы относятся к этому негативно и стремятся к своего рода «золотой середине».

В арабских компаниях принята четкая организационная иерархия, которая строится вокруг ключевой фигуры компании ― её владельца. Именно он принимает все ключевые решения и обладает многочисленными правами. Такая бизнес-модель сложилась исторически: многие бизнесмены ОАЭ нашего времени ― потомки древних купеческих семей. За прошедшие века они смогли создать крепкую основу успешного международного сотрудничества, торговые ассоциации, переходящие по наследству.

В то же время, все деловые отношения строятся на уважении, радушии и доверии.

Комментарии
Читать также
Воздушный замок: почему облачный провайдер Unifonic стал лидером в ОАЭ

Про сделку с Toyota, просьбу брата и бесконечную коммуникацию