«А еще наши пафосные печати всех смешат»: как акселераторы Франции выращивают успешных бизнесменов

О жертвах во имя бизнеса, ключевых знаниях и влиянии на мир

Во Франции «единороги» рождаются рекордно быстро (по этому показателю страна уступает только Испании). И значительную роль в этом процессе играют местные акселераторы. О том, кому из российских стартапов удалось добиться успеха и выйти на высокие показатели, мы рассказывали вот здесь, а о том, как работают французские акселераторы, и в каких условиях живут их подопечные ― в материале сегодня.

Такие «лаборатории» стартапов, как акселераторы, представляют собой сложный механизм поиска, отбора и развития проектов, как правило, не только внутри страны, но и за её пределами.

Одним из французских акселераторов, работающих с российскими стартапами, является Airbus BizLab, на примере которого легко проиллюстрировать механизм этой работы.

Теплица достижений

Условно полугодовой рабочий процесс можно разделить на три части: customer phase («фаза покупателя), представляющая собой тест продукта на потенциальных клиентах, product phase («фаза продукта»)― период, когда предприниматели должны подтвердить концепцию разрабатываемого проекта, и business gate («двери в бизнес») — разработка бизнес-плана.

Основатели стартапов начинают работу с самого главного ― поиска внутреннего заказчика. И главное преимущества работы с акселератором в этом случае ― доступ к топ-менеджерам и руководству нужной компании, и эта возможность становится ценным ресурсом сама по себе.

Следующий этап работы ― «упаковка» и презентация идеи. И стоит отметить, что этот процесс ― один из самых сложных и кропотливых, так как задействует не только профессиональный подход к делу, но и навыки дипломатии, умение доказать перспективность идеи и терпеливо перенести звонок на одну или несколько недель, если это необходимо.

В этом плане большую роль играют так называемые «Gates» или отчетные сессии, которые кажутся формальными только на первый взгляд. Именно на таких своего рода экзаменах есть возможность получить поддержку не только в менеджменте проекта, но и в том, чтобы связаться с заказчиками быстрее, чем предполагалось, и ускорить сроки работы в целом, а также получить объективную и актуальную оценку проекта на данном этапе.

Никита Гусев, сооснователь компании «Reynolds», вспоминает об этом так:

«В рамках программы акселерации мы также прошли пятинедельный образовательный курс Sustainability. Это академический предмет об устойчивом развитии: анализируется цепочка добавленной стоимости разрабатываемого продукта на наличие рисков и экстерналий, определяются долгосрочные стратегические приоритеты.

Поскольку большинство участников акселератора находились на самой ранней стадии реализации стартапа, размышлять о «влиянии на мир» в тридцатилетней перспективе сначала казалось пустой тратой времени. Но быстро стало понятно, что это стратегический вопрос, который необходимо продумать с самого начала: в частности, эти занятия уже повлияли на формулировку нашей миссии».

Таким образом, в течение нескольких месяцев стартап вырастает из инициативы одной команды до устойчивой, перспективной молодой компании, ориентированной на международный рынок.

«Еще пара слов о юридических аспектах: акселератор не берет долю, возможны гранты до 50 тысяч евро, интеллектуальная собственность по умолчанию не делится, пока вы не входите в область совместных разработок. Российское юридическое лицо никого не смущает, только транзакции на две недели задерживаются на валютном контроле. А еще наши пафосные печати всех смешат», ― дополняет Никита Гусев.

Одуванчики и асфальт

Если говорить про повседневный быт участников акселератора, то стоит вспомнить красивую метафору про одуванчики, которые тянутся к солнцу сквозь асфальт и даже способны его деформировать. Условия жизни участников могут быть непростыми: офис на окраине, до которого приходится ездить на велосипеде, отсутствие аптеки и возможность купить продукты только в небольших магазинах по дороге. Такой может быть плата за успех и пути его достижения.

Другая очевидная сложность ― это требования местной бизнес-культуры. Это касается общения с инвесторами и заказчиками, для которых определяющими становятся не только финансовые показатели прибыли, но и безопасность и экологичность продукции. Концепция устойчивого и экологичного развития в странах Европы приобретает большее значение, чем кажется.

Букеты идей

Необходимым для каждого стартапа подспорьем становится и масштабное стартап-комьюнити, где можно не только завести полезные знакомства, но и узнать об инкубационных программах и бизнес-мероприятиях. Вот, как рассказывает об этом бизнесмен с опытом работы во Франции и основатель проекта релокации российских фаундеров Missiontech.co, Алексей Поспехов:

«За деньгами, связями и экспертизой стартапы Франции идут в Station F: главное стартап-комьюнити страны, собравшее 1000 проектов. Это смесь коворкинга, коливинга, офлайн-сообщества с мероприятиями и инкубационными программами. Сюда стоит вступить всем фаундерам в первую очередь — это отправная точка для развития во Франции. У Station F есть программа launch, дающая доступ к уникальному контенту и Slack-каналу за €9,9 в месяц.

С запросом «только деньги» идут в государственный фонд Франции — French Tech Community Fund: предоставляет до 60% общего бюджета для стартапов и принимает заявки на конкурсной основе. Работает в рамках национальной программы «France 2030» и предусматривает инвестиции в размере $30 млрд в ближайшие 8 лет со стороны государства. Деньги в том числе направляются и на привлечение в страну высококвалифицированных кадров».

В целом, специалист советует начать с выбора подходящей программы и четкого планирования, в котором следует оставить от двух до четырех месяцев на сбор и оформление документов. Затем, важно проанализировать все доступные для стартапа государственные стартап-программы и льготы: например, R&D кредиты и помощь от French Tech Community Fund. И только после этого становиться частью общего комьюнити.

К слову, одним из наиболее перспективных форумов во Франции можно назвать Trianon Startups, который проводится в Версальском дворце в Версале. С 2019 года это форум проводится по инициативе членов Координационного совета российско-французского форума гражданских обществ «Трианонский диалог» совместно с Франко-российской торгово-промышленной палатой (CCI France Russie). Формат мероприятия ― короткие встречи между российскими стартапами и французскими компаниями, которые позволяют максимально оптимизировать рабочее время, организуя до 20 подобных встреч ежедневно.

Комментарии
Читать также
Познать кайдзен: 7 принципов успеха по-японски
«Куда уходят деньги, в какие города…»: как бизнесу правильно оптимизировать расходы

Про королевские обязанности, «понимательную» стратегию и идеальную казну