50 оттенков: как серый стал королем цветов в современном мире

Про обман зрения, психологию тревожности и фиолетовую лихорадку

Согласно результатам исследования компании HueData, которая проанализировала все автомобильные бренды, 450 тыс. логотипов и крупные модные показы за последние 30 лет, серый ― самый любимый цвет у автомобильных брендов, для создания логотипов и даже у дизайнеров моды (второй после черного). Кроме того, серый ― самый распространенный цвет урбанизации, тяжелой промышленности и пасмурной погоды. Почему же наша психология современного мира строится вокруг этого цвета, и действительно ли наша реальность превращается в черно-белое кино? Об этом и немного об истории цвета вообще ― в этом материале.

От золота пирамид к алюминиевой микроволновке

Восприятие и создание цвета исторически всегда были связаны не только с природными красками, но и с технологиями производства. Так, в древние времена (около 17 тысяч лет назад) люди использовали необработанное сырье, обладающее яркими пигментами: золотая охра, красная земля и белый мел.

Эта практика вошла в массовое производство в Китая и Египте, а затем распространилась по всему миру. И так продолжалось долгие тысячелетия, пока в обиход ни пришли синтетические краски. Например, конец XIX века знаменит своей «фиолетовой лихорадкой», которая началась после того, как сэр Уильям Генри Перкин в 1862 году изобрел синтетический лиловый анилиновый краситель. И таким образом, фиолетовый цвет, который ранее считался исключительно королевским, теперь был доступен и простым людям. В этот же период ученые открывают неон, и начинается век рекламных щитов, неоновых вывесок и ночных «огней большого города».

«С появлением цветной фото- и видеосъемки и ее распространением связан еще один интересный факт — каждый человек получил возможность реализовать свой творческий подход не только в поиске композиции, но и в выборе цветового решения. Это приводит к массовому развитию чувствования цветокомпозиции», ― рассказывает арт-директор Playrix, Светлана Саблина. ― «Все цветовые сочетания, которые раньше считались негармоничными и табуировались в искусстве, входят в повседневную жизнь. Их ценят не за гармоничность, а за эмоции, которые они выражают, и характеризуют как более экспрессивные и динамичные. В середине ХХ века с появлением мощных телескопов у нас появилась возможность исследовать излучение, невидимое ни для глаза, ни для фотопластинки, приходящее из космоса».

Примерно сто лет спустя после открытия сэра Перкина компания Pantone собирает все имеющиеся цвета и оттенки в одну палитру и присваивает каждому из них код (сегодня их примерно 15 000). Такая система оказалась новаторской и значительно помогла дизайнерам и художникам упростить работу, создавая в точности те цвета и оттенки, которые необходимы клиенту.

 Затем, с течением времени, на смену дереву пришел алюминий, который используется для бытовой техники, окон и электроники. На смену разноцветным пластиковым айфонам пришел благородный серебристый оттенок новый смартфонов. Кроме того, серый ― самый безопасный для продаж. Исполнительный директор столетней Цветовой ассоциации США Лесли Харрингтон объясняет это так:

«Мы всегда говорим, что хороший цвет продается, а плохой увеличивает объемы нераспроданного товара. Никто не хочет понапрасну расширять ассортимент».

Серый наиболее универсален среди других цветов, и потому, делая крупные покупки с последующей возможностью перепродажи, многие потребители выбирают именно такие оттенки. А спрос рождает предложение, поэтому серый законно захватил мир маркетинга и производства.

Игра контрастов

Что касается моды, то можно отметить выгодную сочетаемость серого с подавляющим большинством других цветов, а потому зачастую именно этот цвет становится преобладающим в коллекциях известных модельеров.

Тем не менее, современные тренды демонстрируют отход от концепции индустриализации в сторону индивидуализма. Это легко доказать на примере возможностей искусственного интеллекта, который по онлайн-запросу покупателя добавляет нужные цвета на кроссовки Nike или создает уникальный цвет на основе описания заката с оттенком подрумяненного на сковородке персика, к примеру.

Ещё в 2021 году началась мода на сочетание контрастных цветов в дизайне ― color blocking. В весенних и осенних шоу прошлого года его использование подтверждается в 273% случаев. Коллекция Valentino на парижской Неделе моды была сфокусирована на фуксии, а на Неделе моды в Милане модельеры отдали предпочтение ярким принтам и блесткам.

Все это показывает, что возвращение к цвету в море серых оттенков ― неминуемая часть «цветной» истории ― все зависит от призмы взгляда и желания увидеть.

В этом контексте интересна позиция нобелевского лауреата по физике, одного из создателей квантовой механики, Эрвина Шрёдингера, который утверждает, что цвет ― это иллюзия, созданная мозгом. Он пишет об этом так:

«Если вы спросите у физика, что, в его понимании, есть желтый свет, он вам ответит, что это поперечные электромагнитные волны, длина которых примерно равна 590 нанометрам (нм). Если вы спросите его: «а где тут желтый?», то он ответит: «в моей картине его нет совсем, но когда эти колебания попадают на сетчатку здорового глаза, у человека, которому принадлежит этот глаз, возникает ощущение желтого цвета.» Мы живем в своей информационной реальности. Цвет ― лишь иллюзия, созданная мозгом, в физической реальности не существующая. В зависимости от ожиданий, контекста, ментальных моделей, мозг может произвольно изменять цвета объектов. Что трудно было бы себе представить, если бы цвет был бы реальным физическим феноменом. Цвета ― это определенная форма языка».

Если посмотреть на «серый мир» с этой точки зрения, возникает закономерный вопрос, какое значение этот цвет имеет в психологии, и почему современные люди склонны выделять именно его?

Тревожный стиль

Психолог и эмоционально-образный терапевт Лариса Нестерова отмечает, что, для одних людей серый может быть вялым, нерешительным, слабым, а для других ― лаконичным, умеренным и уравновешивающим. Такой цвет выбирают недоверчивые и рассудительные натуры, думающие изрядное количество времени перед принятием решения. Она добавляет:

«По Люшеру, серый не вызывает никаких эмоциональных реакций, не возбуждает и не успокаивает. Он нейтрален, но создаёт некоторую внутреннюю стабильность, в определённой мере ограждая от внешнего. По восьмицветовой шкале он сигнализирует о сдержанности, замкнутости или скрытности. У того, кто выбирает серый, можно заподозрить также повышенный уровень тревожности».

Действительно, английские исследователи установили, что за последние 200 лет рост тревожности у жителей городов увеличился с 0,3% до 25%. Социальные сети, в свою очередь, также приводят к социальной замкнутости и развитию интровертного типа личности, склонные к саморефлексии.

Таким образом, выбор серого цвета обусловлен не только глобальными изменениями в промышленности и моде, но и психологической перестройкой общества в целом. Однако, это не значит, что он вытесняет другие цвета. Скорее, речь идет о закономерной исторической тенденции в том, как функционирует наше сознание в тот или иной период времени и, разумеется, угле зрения и личных предпочтениях.

Комментарии
Читать также
«Лучше быть целым, чем хорошим»: как токсичный позитив разрушает нашу жизнь
«Куда уходят деньги, в какие города…»: как бизнесу правильно оптимизировать расходы

Про королевские обязанности, «понимательную» стратегию и идеальную казну