Кто оплатит план улучшения инфраструктуры Байдена на сумму в $2,25 трлн?

В среду Президент Джо Байден (Joe Biden) представит план развития инфраструктуры США на сумму  в $2,25 трлн, который будет оплачен повышением налогов для предприятий. По словам администрации президента США, этот план окажется самым масштабным с момента инвестиций в космическую программу 1960-х годов.

В восьмилетнем плане, состоящем из четырех частей, на транспорт выделяется $620 млрд, включая удвоение федерального финансирования общественного транспорта. На инициативы, связанные с улучшением качества жизни дома, такие как чистая вода и высокоскоростной широкополосный доступ, будет потрачено $650 млрд. На укрепление американского производства выделяется $580 млрд, из которых около $180 млрд идут на крупнейшую в истории программу исследований и разработок, не связанных с обороной, и $400 млрд на улучшение ухода за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями.

План Байдена предусматривает увеличение налога на прибыль с 21% до 28% и установление минимального налога на прибыль корпораций в размере 21%. Белый дом заявил, что повышение налогов «полностью окупит инвестиции в этот план в течение следующих 15 лет».

Но провести это предложение через Конгресс будет нелегко. Заручиться поддержкой республиканцев либо в палате представителей, либо в сенате, оба из которых демократы контролируют c небольшим отрывом, будет сложно, если не невозможно. Загнать в угол умеренных и прогрессивных демократов тоже будет непросто.

«Как и великие проекты прошлого, план президента объединит и мобилизует страну для решения серьезных проблем нашего времени: климатического кризиса и амбиций автократического Китая»

— говорится в заявлении Белого дома.

План, который Байден представит в среду, - это лишь первая часть его долгосрочной экономической программы, а в середине апреля будет объявлено о втором раунде инициатив. В них основной акцент сделан на  «помощи семьям в решении таких проблем, как расходы на здравоохранение, уход за детьми и образование».

Реализовать эту программу будет гораздо сложнее, чем подписанный ранее в марте законопроект о борьбе с пандемией на сумму в $1,9 трлн. Республиканцы категорически против повышения налогов, а широкий спектр мер вызовет партийные и даже внутренние демократические баталии. Лидер республиканцев в Сенате Митч МакКоннелл (Mitch McConnell) предупредил, что усилия по улучшению инфраструктуры не должны превращаться в «троянского коня для массового повышения налогов и прочей политики левых, убивающих рабочие места».

Директор Национального экономического совета Брайан Диз (Brian Deese) сказал, что программа, даже с учетом более высоких корпоративных налогов, поможет частному сектору.

Налоговые предложения

«Государственные инвестиции являются одними из самых прибыльных с точки зрения стимулирования частных инвестиций. Давайте создадим конкурентоспособную налоговую систему, которая будет поощрять внутренние инвестиции»

— сказал Диз, утверждая, что эти предложения остановят «международную гонку вниз» по налогам на бизнес.

В понедельник спикер палаты представителей Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) сообщила своим членам фракции, что она намерена провести законопроект об инфраструктуре через свою палату к 4 июля. Однако некоторые эксперты сошлись во мнении, это будет возможно только к концу июля. При таком развитии событий Сенат может принять окончательный вариант до августовского перерыва в Конгрессе.

Как видно из законопроекта о Covid-19, первоначальные планы Байдена гораздо шире, чем ожидали экономисты. Переход к серьезному расширению фискальной политики уже привел к повышению прогнозов роста в этом году и повлек за собой рост доходности казначейских облигаций. Несмотря на то, что на протяжении нескольких последних недель акции реагировали с некоторой волатильностью, индекс S&P 500 в пятницу достиг рекордного максимума.

Представитель администрации заявил журналистам, что план Байдена создаст миллионы рабочих мест, но отказался назвать конкретную цифру.

Новая модель

Байден представит свой «Американский план занятости» в среду в Питтсбурге, городе, который Белый дом рассматривает как яркий пример старого производственного центра, оживленного благодаря новым отраслям, от здравоохранения до технологий.

Администрация хочет провести такую же  трансформацию, которую пережил Питтсбург, чтобы открыть новые возможности для рабочих городов по всей стране. План предусматривает дорогостоящий политический гамбит, который будет осуществлен в течение следующего десятилетия для создания хорошо оплачиваемых рабочих мест за счет как обновления инфраструктуры страны, так и подготовки к новым погодным условиям, вызванным изменением климата.

Основным подводным элементом плана развития инфраструктуры является устранение неравенства и расширение помощи тем сегментам общества, которые в прошлом не учитывались административными судьями. Например, помимо ремонта «десяти наиболее экономически значимых мостов в стране, нуждающихся в реконструкции», выделяется $20 млрд на новую программу, которая «воссоединит» районы, отрезанные прошлыми инвестициями, такие как I-81 шоссе в Сиракузах, Нью-Йорк. Кроме того, планируется заменить все свинцовые трубы, чтобы решить проблемы с качеством воды.

Еще одна ключевая тема - повышение конкурентоспособности США по сравнению с Китаем. На внутреннее производство полупроводников выделено $50 млрд, и еще $40 млрд - на модернизацию исследовательского потенциала лабораторий по всей стране.

Изменение климата также является важной целью. Предлагаемое финансирование транспорта предполагает $174 млрд на электромобили, включая скидки при продаже и налоговые льготы для потребителей, чтобы они покупали автомобили американского производства.

Хотя инфраструктура традиционно была двухпартийным делом, республиканцы предупредили, что они не поддерживают серьезный сдвиг в сторону возобновляемых источников энергии в подходе администрации. Лидер Республиканской партии Сената Митч МакКоннелл заявил, что его партия не будет голосовать за повышение налогов.

Работа с Республиканской партией

Представители администрации заявили, что Байден открыт для предложений членов Конгресса от обеих партий, касающихся положений в окончательном пакете и способов их финансирования. Белый дом рассчитывает на широкие контакты с законодателями Республиканской партии и готов к серьезному обсуждению всех предложений. Республиканцы из соответствующих комитетов уже были приглашены на брифинг с Брайаном Дизом (Brian Deese), директором Национального экономического совета.

Но планам Байдена не обязательно нужна поддержка республиканцев, чтобы стать законом. Лидер сенатского большинства Чак Шумер (Chuck Schumer) и Пелоси могут включить многие предложения президента в один или несколько законопроектов о согласовании бюджета, для которых требуется лишь простое большинство голосов в Сенате. Проблема состоит в том, что не все предложения могут уместиться в такой законопроект, который устанавливает определенные требования для включения в закон.

План обновления инфраструктуры не включает в себя повышение налогов для физических лиц, о которых Байден говорил в ходе своей кампании, - например, повышение максимальной ставки налога для физических лиц и повышение налога на прирост капитала. По словам представителя администрации, это было сделано целенаправленно, поскольку помощники Белого дома считают, что реформа корпоративного налогообложения должна оплачивать инфраструктуру и усилия по повышению привлекательности США как места для ведения бизнеса.

Возможное наследие

Налоговые эксперты и законодатели ожидают, что администрация попытается поднять налоги на богатых и их активы во втором пакете, который будет презентован позднее этой весной.

Если Байдену удастся реализовать основную часть предлагаемых им пакетов, то он может встать в пантеон рядом с Линдоном Джонсоном (Lyndon Johnson) или Франклином Делано Рузвельтом (Franklin Delano Roosevelt), президентами, которые внесли радикальные изменения в законодательство о гражданских правах и системе социальной защиты.

«Это действительно трансформация, которой мы не видели со времен Великого общества (Great Society). Как и многие люди, я недооценил Джо Байдена. Он всегда был на заднем плане - как и полагается вице-президентам - всегда в политическом центре партии. И он был неуклюжим. Это то, что мы видели, поэтому и недооценили его».

— сказал Дин Бейкер (Dean Baker), старший экономист Центра экономических и политических исследований.
Комментарии